Среда, 19.12.2018, 03:19     e-mail: info@terra-diploma.ru

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2014 » Октябрь » 15 » Ассоциативная психология XIX века (Т. Браун, Джеймс Милль)
20:53
Ассоциативная психология XIX века (Т. Браун, Джеймс Милль)

Томас Браун в «Лекциях по филосо­фии человеческого духа» продвинул доктрину ас­социаций: вывел вторичные законы ассоциаций, т. с. учение о дополнительных факторах, объясняющих воз­никновение в данный момент той или иной ассоциа­ции из многих других.К числу таких факторов он относил силу исход­ного ощущения, его новизну, близость, природные способности индивида, состояния его здоровья и др.

Предпринял анализ мышления как процесса решения задач, основанных на течении ассоциаций.: Развил учение об ощущениях, в частности, выделил из осязания ощу­щение тепла-холода, а также мускульное чувство и ука­зал на его значение для формирования чувства уверен­ности в существовании предметов внешнего мира.

Браун избегает употребления самого термина «ассоциация», чаще упортребляя понятие "внушение". По отношению к ассоциациям Браун признает, что основания для них лежат в мозгу. Все остальные связи представляют собой операции духа и называются относительными внушениями. Соответственно ассоциации называются еще простыми внушениями.

Единственным методом исследования духа, является самонаблюдение. В связи с его защи­той развивает идеи виртуального анализа в психоло­гии.

Всякое сложное психическое явление он сводит к сумме составляющих его более простых. Наглядно это проявляется в объяснении сравнения и потребностей. Относительные внушения, которыми объясняются все операции ума, протекают как деятельность сравнения. В сравнении выделяются следующие компоненты: 1) две или более идеи как объекты сравнения; 2) чувство отношения между ними, например, сходство; 3) чувство произвольности, т. е. наличие намерения, желание найти это отношение. Поскольку сравнение может осуществляться и непроизвольно, автоматически, де­лается вывод, что сравнение есть только ассоциация или внушение, по терминологии Брауна, а активный характер этого процесса с психологической точки зре­ния — иллюзия. Познавательную деятельность Браун трактует механистически.

Потребно­сти называет аппетитами. Потребность он разделяет на два рода чувствований: ●ощуще­ние неудовольствия, вызываемое состоянием тела (при голоде, жажде и т. п.), и непосредственно связанное с этим ощущением желание того, что устраняет это не­удовольствие, называемое проспективной, т. е. направ­ленной на будущее, эмоцией, и ●ассоциацию между ними. Таким расчленением уничтожается специфика потребностей как особых психических состояний: по­требность сводится к ассоциации между двумя чувство­ваниями.

Джеймс Милль - «Анализ явлений человеческого духа» - вершина классического английского ассоцианизма. Цель -  способствовать наилучшему развитию душевных способностей и сил при воспитании.

Сводит всю психологическую жизнь к ощуще­ниям, представлениям и ассоциациям идей: в психи­ческом мире есть только одно явление — ощущение и только один закон — ассоциации. Ощущения, идеи, ассоциации, изменяясь бесчисленными способами, группируясь, составляют механизм человеческого духа.

Следуя Гартли, а также Брауну, он выделил две причи­ны закрепления ассоциаций: ●живость ассоциируемых ощущений и ●частоту их повторения. Он сформулиро­вал общий закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы.

Виды ассоциаций: ●одновременные (из них построены восприятия объектов) ●Последовательные ассо­циации еще более бесчисленны, и их природа лучше всего видна в обычной последовательности слов и мысли.

Характерна полная пассивность организма, механицизм в трактовке психики. Джеймс Милль построил менталь­ную механику, т. е. теорию сложных ментальных со­единений по типу механики. Милль борется с активностью личности. Воспоми­нание и интеллектуальную деятельность он представлял так. Есть задача что-то вспомнить. От этого эмоциональ­ного представления идут многочисленные ассоциации. Если «нападем» на идею, с которой ассоциировалось представление, которое мы хотим вспомнить, то вспом­ним его. Таков же механизм интеллекта.

Категория: История психологии | Просмотров: 1421 | Добавил: RGB | Теги: Ответы на вопросы к экзамену, история психологии, Лекции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar