Суббота, 18.08.2018, 18:04     e-mail: info@terra-diploma.ru

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2012 » Май » 22 » Язык и формирование высших психических функций
15:04
Язык и формирование высших психических функций

АР Лурия – «Лекции по общей психологии»

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению, и хранения информации. Язык – носитель общественного сознания.

Основа языка является слово, обозначающее отдельные предметы и действия. Слово имеет две основные функции:

1)      функция замещения предметов или функция представления, то есть функция, замещающая предмет знаком, ставящимся вместо предмета, (функция предметной отнесенности).

2)      Слово есть средство для абстракции и средство обобщения. Если я скажу «желтая кофточка», то обращаю внимание не на мягкости кофточки, не на материале, из которого она сделана, а только на ее цвет.

3)      Слово квалифицирует за собой предмет, производит работу по их синтезу и классификации. Говоря слово «стол», я только выделяю этим признак – настил, постилать, но словом «стол» всегда обозначают любой стол, с тремя или четырьмя ножками, стол круглый или квадратный. За словом «стол» всегда кроется обобщенное представление. Слово «часы» не только выделяет существенный признак – час, время, но обозначает одинаково и карманные, и башенные, и ручные, – лишь бы они имели определенный признак, лишь бы они показывали время.

Следовательно, язык как вторая сигнальная система, кроме функции замещения предметов, обладает еще и функцией анализа и синтеза, отвлечения и обобщения. Этим самым слово является автоматическим орудием осознания предметов и мышления.

Второй единицей языка, стоящей рядом со словом, является фраза или предложение( т. е. соединения слов, синтагмы) Можно различать два основных типа синтагмы или предложения.

*                       коммутацию событий. Соединение подлежащего и сказуемого достаточно для того, чтобы передать любое событие. обозначен предмет, действие и тот предмет, на который направлено действие. (можно нарисовать конкретной картинкой)

*                       и коммутацию отношений - Представьте себе, что я говорю: «Сократ – человек, фокстерьер – собака, соловей – птица». Я здесь передаю не событие, а я здесь с помощью средств языка передаю совершенно другое – отношение вида к виду: Сократ это есть человек, фокстерьер это есть собака, соловей есть птица.

Обладая средством передачи отношений, язык располагает мощным орудием для развития мышления, то есть для развития анализа связи вещей друг с другом. Именно, эти средства – обозначение предмета, анализ предмета, обозначение событий, обозначение отношений – является тем кодом средств, с помощью которых формируется сознание. Именно в виду этого мы можем сказать, что язык является орудием, формирующим сознание.

Все это показывает, какую огромную роль язык играет в формировании психологических процессов человека.

 

Общепризнанной считается трудовая теория возникновения языка Нуаре (договориться, как тащить дерево)

 

Формы воздействия языка:

1)       С появлением языка возникает новая форма психического развития, которой нет у животных, которая отличает человека от животных. Этой формой является передача и усвоение общественного опыта с помощью языка. Когда человек слышит какое-либо слово, у него возникает не просто образ определенного предмета. С помощью услышанного слова данный предмет подвергается анализу, его составные элементы приводятся в соотношение с другими предметами, относятся к соответствующим категориям. Т. О., человек, воспринимающий слово, производит сложный анализ и синтез воспринимаемого предмета, который является результатом тысячелетней истории человеческого общества. Т. О. обеспечивается процесс социального формирования общественного сознания.!!

2)       С появлением языка возникает речевое общение. В процессе общения ребенку перелаются основы общечеловеческого опыта. Важную роль, наряду со словами, здесь играет вторая единица языка – предложение, с помощью которого можно формировать целые системы отношений, целые суждения, которые восстанавливают у человека известные события, которых непосредственно сам он не видит, или известные логические отношения, которые в его опыте могут и не возникнуть.

3)       Существует еще и третья форма воздействия языка – логические структуры, которые дают возможность не только передавать известные события и отношения, но и позволяют усвоить способы делать вывод из полученных сообщений. Язык позволяет овладеть основными приемами логических заключений.

Т. О. язык – важное средство формирования сознания, а также важное оружие формирования мышления.

 

С появлением языка возникают новые способы формирования человеческой деятельности.

1. Основные правила формирования поведения животных:

·         Условный рефлекс возникает на основе безусловного рефлекса;

·         Постепенность выработки условного рефлекса;

·         Необходимость постоянного подкрепления;

·         Переделка условнорефлекторной деятельности очень трудна;

·         На основе выработки новых связей всегда должен быть наглядный раздражитель.

2. У человека с появлением языка ни одно из этих правил не сохраняется в той же форме:

·         Человек, у которого вырабатывается условный рефлекс на сигнал очень быстро формирует обобщающее речевое правило. Достаточно усвоить речевое правило, как никакого безусловного или речевого подкрепления больше не нужно => условная связь вырабатывается сразу.

·         Переделка условного рефлекса происходит очень легко.

·          Условный рефлекс легко вырабатывается на отвлеченный признак.

Т.О., язык позволяет человеку перейти к новым сознательным формам усвоения опыта, дает возможность построить поведение по новым законам, никогда не наблюдаемым у животных.

 

Самое серьезное значение языка и речи заключается в том, что на их основе формируются высшие психологические функции человека и что ощущение и восприятие, внимание и память, эмоция и воля человека оказываются коренным образом перестроенными на этой, связанной с языком основе. Эти положения являются новыми и они были внесены в науку советской психологией, и прежде всего крупнейшем советским психологом Львом Семеновичем Выготским и его сотрудниками.

Однако строение этих функций у человека существенно отличается от строения их у животного. Это различие, прежде всего, заключается в том, что каждая из этих функций незримо входит речь и что эти речевые следы, входящих в состав ощущения и восприятия, внимания и памяти, эмоций и волевых связей, вызывают существенную перестройку этих психологических функций, формирует высшие психологические функции, не существующие у животных. Эти функции генетически связаны с общественно – историческим формированием сознания; по своей структуре они отличаются сложным системным строением; по своей функции они являются произвольными, доступными новым формам управления.

МЫШЛЕНИЕ (новые формы познания)

v    Слово, имеющее смысловое строение, не только замещает предметы внешнего мира, но и производит важнейшую работу по анализу и синтезу полученной информации: оно отвлекает нужные признаки, обобщает получаемые впечатления, относя воспринимаемые предметы к определенным категориям. Этим самым язык выступает как мощное средство для сложнейшее обработки получаемой информации и позволяет перейти от чувственного опыта к сложным формам отражения действительности.

v    С появлением языка возникает новая форма психологического развития. Мы знаем, что у животных есть только две формы психологического развития: с одной стороны – реализация наследственно заложенных программ поведения, а с другой стороны – приобретение новых форм поведения в процессе личного (условно – рефлекторного) опыта. У человека к этим двум основным формам психологического развития добавляется третья форма -  передача и усвоение общечеловеческого опыта с помощью языка. Когда человек слышит какое – либо слово (например, слово «чернильница»), у него возникает не просто образ определенного предмета; с помощью услышанного слова данный предмет подвергается анализу, его составные элементы приводятся в соотношение с другими предметами, относятся к соответствующим категориям. Человек, воспринявший слово «чернильница», усваивает, что речь идет о чем – то, связанной с краской (черн), имеющим функцию орудийности (ил), являющимся вместилищем (ниц), и, таким образом, сразу он производит сложный анализ и синтез воспринимаемого предмета, который является результатом тысячелетней истории человеческого общества.

v    Следовательно, уже применение отдельных слов позволяет передать человеку сложно построенную информацию, иначе говоря, усвоить человеческое знание. Этим путем обеспечивается процесс социального формирования индивидуального сознания, что является важнейшим фактом, характеризующим психологическую жизнь человека.

v    Не меньшее значение имеет в передаче человеческого опыта и другая единица языка – предложение.  Когда я говорю «эта пища ядовита» или «мальчика укусила бешенная собака», «Сократ – это человек», я передаю в этих фразах уже специально относящую к данным событиям или к данным отношениям информацию, и, таким образом, в сознании моего собеседника внедряется не только отнесение предметов к определенным категориям, но и целые системы отношений, целые суждения, которые восстанавливают у человека известные события, которых непосредственно сам он не видит, или известные логические отношения, которые в его опыте могут и не возникнуть.

v    Информация, переданная с помощью предложения, неизмеримо расширяет, специализирует и уточняет опыт. С помощью фразы или предложения передаются сразу в готовом виде такие сообщения о событиях и ли отношениях, которые никак бы не мог сформулировать сам индивид и которые к нему с помощью языка поступают в готовом виде.

v    Сообщение об известных логических отношениях или «коммутация отношений» имеет особенно большое значение: передать логические отношения играет особенно большую роль в переходе от чувственного опыта к сложным «рациональным» формам познания. Пр: ребенок имеет возможность делать выводы, прежде всего, на основании своего индивидуального опыта. В том, что пламя обжигает, он может убедиться из того, что ему говорят родители, сколько из своего непосредственного чувственного опыта. Однако, если бы человек мог делать выводы и заключения только из своего личного опыта, сфера наших интеллектуальных возможностей была бы очень узка. Существенное заключается, однако, в том, что мы можем делать выводы не только из личного опыта, но из тех логических средств языка, которые передаются в готовом виде вместе со словами и предложениями.

v    В логических системах языка, примером которых может служить силлогизм (все люди смертны. Сократ-человек), человеку передаются готовые динамические орудия мышления и таким образом, осваивая эти логические структуры, человек резко расширяет познавательные возможности, выводит их далеко за пределы познавательных возможностей, возникающих из личного опыта. В этом и состоит психологическая основа того скачка от чувственного к рациональному, который классики марксизма считали таким же важным скачком, как переход от неживой материи к живой или как переход от растительной жизни к животной жизни.  Язык  - важнейшее орудие формирования мышления

ВОСПРИЯТИЕ

v    Существенным для ощущения и восприятия человека является то, что в каждое ощущение и каждое восприятие входит не только чувственный компонент, но и компонент рациональный, представленный в виде слова, и именно это делает ощущение и восприятие сложными системами получения информации.

v    Обозначая вещь соответствующим названием, я не только анализирую эту вещь, но я придаю своему восприятию значительно большее постоянство, значительно большую «константность» чем то, которую я получил от непосредственного впечатления. Если вы знаете, что этот предмет, который вы наглядно воспринимаете, есть «книга», и словом «книга» можно выделить то же самое, форма этого предмета становится гораздо более устойчивой, и, предъявляя этот предмет под разными углами, мы продолжаем гораздо более правильно оценивать эту форму, чем если бы это была форма неизвестного нам и не обозначенного известным словом предмета. Этот факт называется константностью формы. Оценка формы и величины становятся постоянными и менее зависят от случайных условий предъявления.

v    Слово входит в состав восприятия, превращая его в сложные системные функции, которые обеспечивают значительно большую осмысленность и константность восприятия, чем это имеется у животных.

ВНИМАНИЕ

v    Внимание животного непроизвольно, всегда определяется двумя факторами: биологической и физической силой и новизной раздражителя. Сделать так, чтобы животное обратило внимание на слабые раздражители, игнорируя сильные, чтобы животное обратило внимание на постоянные раздражители, игнорируя новые, – почти невозможно.

v    Совершенно иначе обстоит дело у человека. Человек, придавая тому или иному воспринимаемому предмету или признаку словесное обозначение, получает не только возможность выделить в этом предмете любые свойства или качества, но вместе с тем получает возможность смещать свое внимание, а в некоторых перемещать свое внимание с сильного на слабое раздражение и с нового на прежнее, привычное. Этими особенностями отличается то внимание, которое формируется с помощью речи и которое называется произвольным вниманием.

v    Слабый физический раздражитель с помощью речевой инструкции обратить на него внимание превращается в сильный раздражитель, направление внимания перемещается, и теперь человек может обратить внимание на раздражитель, который был значительно слабее, чем основная фигура, но который с помощью речи приобрел центральное значение.

 

ПАМЯТЬ:

v   Память животного ограничена тремя основными особенностями: животное никогда не может обратиться к прошлому и припомнить какой-нибудь объект при отсутствии сигнала, который ему напоминает; животное может удержать объем следов на сравнительно не очень большой срок.

v   Этими же особенностями отличается и элементарная память человека. Однако, в отличие от животного, человек обладает сложными формами памяти, которые называются произвольной памятью, в которой участвуют следы речевой системы и которая является высшей психической функцией.

v   Этот вид памяти радикально отличается от памяти животных; воспоминания, характеризующие этот вид памяти, могут быть вызваны произвольно, ее объем может быть существенно расширен, а прочность значительно повышена. (назвав слово «Крым», я могу у всех бывавших в Крыму пробудить воспоминания об отдыхе) Человек обладает речью, может через ее посредство обращаться к любому участку своего прежнего опыта, и эта способность произвольно обращаться в прошлое существенно отличает человеческую память от памяти животного.

v   Речевая организация следов памяти с размещением их в известную логическую систему является прекрасным примером того, как при помощи речевой связи можно организовать и существенно расширить пределы нашей памяти, выводя ее далеко за пределы естественных границ. Естественный объем памяти человека не так велик: непосредственно мы можем удержать 7 – 8 предъявленных предметов, слов или цифр. Но если с помощью речи мы уложим эти предметы в известную систему, мы можем запомнить 40 – 50 или сто предметов. С помощью речи можно сделать следы нашей памяти гораздо более устойчивыми. Если я, например, предложил испытуемому ряд слов с тем, чтобы он связал каждое слово с каким-нибудь упроченным рядом образов (например, с каким-нибудь городом на Волге), можно образовать такую словесную связь, которая сохранится на очень долгое время, и если через две – три недели предложить испытуемому вспомнить эти слова, можно увидеть, что он легко сделает эта, опираясь на те связи, которые он установил раньше.

v   Таким образом, язык оказывается в состоянии реорганизовать память, давая возможность свободно обращаться к прошлому, расширив возможный объем памяти и резко упрочив следы памяти, с которыми человек имеет дело.

На этих примерах организации ощущения, восприятия, внимания и памяти с помощью языка я и хотел показать, чем отличаются высшие психологические функции человека и какие специальные качества они приобретают, когда становятся историческими по своему генезу, сложными системами или опосредованными по своему строению, и сознательными и произвольными по своему функционированию.

 

Роль языка в формировании ощущений, восприятий, памяти и внимания

1)       Существенным для ощущения и восприятия человека является то, что в каждое ощущение и каждое восприятие входит не только чувственный компонент, но и компонент рациональный, представленный в виде слова, и именно это делает ощущение и восприятие сложными системами получения информации.

2)       С появлением языка человек получает возможность не только выделить в воспринимаемом предмете любые свойства или качества, но и возможность смещать свое внимание, перемещать его с сильного на слабое раздражение, с нового на прежнее. Этими особенностями отличается произвольное внимание, которое формируется с помощью речи.

3)       В отличие от животного, человек обладает сложными формами памяти, которые называются произвольной памятью, в которой участвуют следы речевой системы и которые являются высшей психической функцией. Этот вид памяти радикально отличается от памяти животных: воспоминания могут быть вызваны произвольно, ее объем может быть существенно расширен, а прочность значительно повышена.

Категория: к ГОСам | Просмотров: 1205 | Добавил: RGB | Теги: Лекции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar