Среда, 21.11.2018, 07:39     e-mail: info@terra-diploma.ru

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2012 » Май » 18 » Характеристика процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения
13:22
Характеристика процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения

В социальной психологии принимаются идеи единства общения и деятельности (Леонтьев, Ломов).

Общение – взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений.

Структура общения:

1)       Коммуникативная – обмен информацией;

2)       Интерактивная – организация взаимодействия

3)       Перцептивная – восприятие людьми друг друга в процессе общения.

 

Социальная перцепция - это процесс восприятия, понимания и оценка социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общества.  Термин предложен Дж. Брунером.

Итак, социальная перцепция – это восприятие социальных объектов, когда формируются представления о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д.

”   Особенности социальной перцепции:

1)        Воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную сторону.

2)        Внимание субъекта сосредоточено на смысловых и оценочных интерпретациях поведения объекта восприятия, т. е. оценка происходит всегда.

3)        Восприятие социальных объектов характеризуется большей слитостью познавательных и эмоциональных компонентов и большой их зависимостью от мотивационно-смысловой структуры воспринимающего субъекта.

”   Механизмы социальной перцепции

1.   Идентификация - отождествление себя с другим, уподобление себя ему. Предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. К идентификации близко по содержанию понятие "эмпатия".

2.   Эмпатия - стремление эмоционально откликнуться на его проблемы и вчувствование или сопереживание.

3.   Аттракция – познание партнера по общению осуществляется через механизмы формирования привязанности, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения. Это основано на возникновении положительных чувств. Причина – сходство.

4.   Рефлексия - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга.

5.   Атрибуция - в условиях дефицита информации общающиеся начинают приписывать друг другу причины поведения. Келли: 3 вида: личностная, объективная (объект, на который направлено воздействие), ситуационная. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (механизм идентификации). Возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции). наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник объясняет совершающееся обстоятельствами.

”     Ошибки восприятия

·   Эффект ореола объясняется формированием специфической установки, которая определяет направленное приписывание человеку определенных качеств. Эффект ореола заключается в том, что любая информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ ранее существовавший, и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты партнера по общению.

·   Эффект проекции – возникает тогда, когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – недостатки.

·   Эффект бумеранга – подсознательное оказание сопротивления сильному давлению извне.

·   Эффект средней ошибки – тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей других, тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей. Все среднее.

·   Эффект первичности – после первой встречи с незнакомыми людьми наибольшее значение имеет впечатление, полученное вначале. Э. Берн, 10 сек., т.к. человек вас не знает и еще не нацепил роль, маску, ведет себя естественно.

·   Эффект новизны – при общении с хорошо знакомыми людьми больше доверяем последним сведениям, новой внезапной информации, изменить стереотипы и установки.

·   Эффект "стереотипизации" - это безотчетная структурирование личности другого человека, которое проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается. Стереотип - это устойчивый образ какого-либо, явления или человека, которым пользуются как известным "сокращением" при взаимодействии с этим явлением. Он возникает на основе ограниченного прошлого опыта. Это привычный нам взгляд, штамп.

 

Категория: к ГОСам | Просмотров: 2394 | Добавил: RGB | Теги: Лекции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar