Четверг, 24.01.2019, 04:16     e-mail: info@terra-diploma.ru

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2011 » Декабрь » 6 » Компетенция, компетентность и квалификация. Компоненты профессиональной компетентности
09:25
Компетенция, компетентность и квалификация. Компоненты профессиональной компетентности

Квалификация — это уровень профессионального мастерства, степень и вид подготовленности для выполнения профессиональной деятельности. Традиционно выделяют формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях, и реальную квалификацию, т. е. тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить. Нередко рассогласование между реальной и формальной квалификациями конкретного работника лежит в основе многих производственных конфликтов. Например, неопытного работника (с низкой реальной квалификацией) ставят «по блату» на высокооплачиваемую работу и это, естественно, вызывает либо зависть со стороны других работников (если они, не обладая высокой квалификацией,  сами хотели бы оказаться на его месте), либо их справедливое негодование (если, конечно, у них еще сохранилось чувство соб­ственного достоинства).

А.К. Маркова выделяет близкое понятие — «профессиональную компетентность», понимаемую как «индивидуальная готовность человека выполнять данную работу на высоком уровне».

Компетентность -  знания, умения и опыт специалиста в той или иной области жизнедеятельности. (Э.Ф.Зеер)

 Зеер выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности:

1)          Специальная деятельностная компетентность (в профессиональной деятельности) - овладение нормами проф. деятельности, высокая эффективность; стабильность результатов; проф. мастерство; оптимальная психологическая цена результата – отсутствие перегрузки.

2)          Социальная общенческая, коммуникативная компетентность (в профессиональном общении) - -отнесение себя к проф. общности; овладение нормами проф. общения, этическими нормами профессии; направленность проф. результатов на благо других людей, духовное обогащение людей средствами своей профессии; соц. ответственность за по­следствия своих поступков; умение сотрудничать, вступать в контакты, легкая совместимость; гибкая смена соц. ролей в профессии, готовность к изменениям; конкурентноспособность; соответствие проф. должностного статуса (места среди др.) индивидуально-личностным качествам;

3)          Личностная компетентность (характеризует профессиональную личность)устойчивая проф. мотивация; творческая установка, обогащение профессии средствами своего творчества, — приспособление себя к профессии и проф. к себе, индивидуальность в проф. труде; удовлетворенность проф. трудом.

4)          Индивидуальная компетентность (отражает целостное профессиональное саморазвитие) - целостное проф. самосознание, знание профессиограммы своей профессии; принятие себя как профессионала; постоянно углубляющийся процесс профессионального самопределения; самопроектирование, самоэкспериментирование, построение собств. стратегии проф. роста, построен. и реализация сце­нария своей проф. жизни; согласованность между мотивационной и операциональной стороной деятельности.

 Зеер характеризует понятие «компетенции», описывая процесс преобразования учебно-познавательной деятельности в учебно-профессиональную, а последнюю – в профессиональную. Способы выполнения предыдущей деятельности (действия и операции), обобщаясь, преобразуются в новые конструкты – компетенции.

Компетенции, как интегративные конструкты, включающие знания, умения, навыки, деятельностные способности и ценностно-мотивационные компоненты, становятся адекватными новой деятельности (например, профессиональной после учебно-профессиональной). Компетенции, таким образом органично включены в новую учебно-профессиональную ситуацию, в контекст новой формирующейся деятельности.

Категория: Психология профессиональной деятельности | Просмотров: 7007 | Добавил: RGB | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
1 Кира • 08:15, 26.09.2012
Благодарю за материал
avatar