Среда, 26.09.2018, 12:53     e-mail: info@terra-diploma.ru

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2011 » Декабрь » 5 » Критерии личностного роста в психоаналитической школе
23:16
Критерии личностного роста в психоаналитической школе

Движущей силой развития личности, по Фрейду, яв­ляется либидо, но не как конкретное половое влечение, а как некото­рая абстрактная обобщающая сила, трансформирующаяся в человеке в различные формы активности.

Фрейд выделял в личности три компонента. «Оно» (Ид) — источник слепых внутренних желаний и потребностей, «Сверх-Я» (Супер-Эго) — отражение личностью норм и требований общества и «Я» (Эго) — сцена борьбы между «Оно» и «Сверх-Я». «Оно» говорит — хочу, «Сверх-Я» — не­льзя. На сцене «Я» внутренняя сексуальная энергия, идущая от «Оно», под влиянием запретов со стороны «Сверх-Я» трансформируется в различные виды деятельности.

Трансформация может быть следующих видов; вытеснение, смеще­ние, конверсия, сублимация, ночной сон, дневной сон, проекция или перенос, идентификация, регрессия, образование симптомов, фиксация, образование реакций.

Цель психоанализа — освободить психотравмирующий, вытесненный в бессознательное ранее недоступный материал, чтобы получить воз­можность оперировать им сознательно. Если человек освобождается от запрещений бессознательного, Эго устанавливает новый уровень удов­летворения потребностей человека во всех областях жизнедеятельности. Таким образом, устранив конфликт между сознанием и бессознательным, человек становится психически здоровым. Разрешение конфликтов — это победа Эго над Оно, то есть возрастание силы Эго есть свидетельство психического здоровья человека (Ргеид, 1952). Но поскольку всякий индивидуум будет в жизни постоянно сталкиваться со стимулами, про­воцирующими этот конфликт, то и психоанализ, по всей видимости,необходимо проводить на протяжении всей жизни. Основным препятс­твием к психологическому росту, согласно психоаналитической теории, является тревожность.

Аналитическая психология К. Юнга занимается в более расширенном варианте уравновешиванием сознательных и бессознательных процессов и улучшением динамического взаимодействия между ними. По Юнгу, каж­дый индивидуум обладает тенденцией к индивидуации, или саморазвитию. Индивидуация — это процесс «становления собой», или «самореализация», процесс, удовлетворяющий потребность быть «единым», «однородным» существом. Эта мысль, принадлежащая древним мудрецам Востока, в даль­нейшем обнаруживает себя почти во всех психотерапевтических школах. Сточки зрения Эго рост и развитие состоит в интегрировании нового материала в сознании; это обретение знаний о мире и о себе. Рост для Эго — это, по существу, расширение сознательной осведомленности. Однако индивидуация — это развитие «самости», а с точки зрения «самости» цель состоит в единении сознания и бессознательного. Эго для Юнга — центр сознания, а «самость»— это центр целостности человека, то есть это окружность, охватывающая и сознание и бессознательное (Юнг, 1994).

Аналитическая психология заявляет для человека необходимость стремления путем индивидуации к высочайшим образцам развития лич­ности, которые К. Юнг усматривал в Иисусе Христе и Будде. Однако для такого развития личности недостаточно знания об этих личностях, частичного подражания им и даже сознательного нравственного выбора: требуется бессознательное побуждение в виде «иррационального зова Самости» в сочетании с жестким давлением жизненных обстоятельств.

Путь индивидуации — это «непременно духовное путешествие... только тот, кто внемлет сознательно силе внутреннего голоса, становится личностью» (Юнг, 1994). Такого рода символическое путешествие часто требует попутчика, помощника, каковым предстает в аналитической пси­хотерапии терапевт. Психические отклонения, неврозы рассматриваются аналитической психологией и как своеобразное «наказание» за уклонение от развития, обретения смысла жизни и его реализации: «Невроз— это страдание души, не нашедшей своего смысла».

Одним из основателей холистической системы в индивидуальной психологии был А. Адлер, который рассматривал здорового человека как интегративную целостность в рамках социальной системы. Целостность, по Адлеру, это единство индивидуального стиля жизни, социального интереса и направленности поведения к цели. Он полагал, что каждый человек мотивирован, прежде всего, целью превосходства в овладении средой. Психологический рост — это движение от центрированности на себе и целях личного превосходства к социально полезному развитию, задачам конструктивного овладения средой. Конструктивное стремление ксовершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация — основ­ные черты здорового индивидуума.

Категория: Клиническая психология | Просмотров: 942 | Добавил: RGB | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar