Среда, 21.11.2018, 07:43     e-mail: info@terra-diploma.ru

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2011 » Декабрь » 4 » Личность и деятельность. Психологическая структура профессиональной деятельности
13:24
Личность и деятельность. Психологическая структура профессиональной деятельности

«Личность» и «деятельность» являются базовыми психологическими категориями.

Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности.

Деятельность человека структурирует его отношения с реальностью.

Характеризуя человека как личность, А.Н. Леонтьев подчеркивал его общественную природу, выражающуюся в отношениях, которые реализуются совокупностью многообразных деятельностей.

Самоукина Н. В. пишет о психологической структуре профессиональной деятельности следующим образом:

Термин «профессия» происходит из латинского и французского языков и имеет примерно такое значение: говорить публично, объявлять, заставлять.

Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру:

  • заданные цели, представления о результате труда;
  • заданный предмет (исходный материал – не обязательно вещь, но и ситуация неопределенности, любая система, например, социальная, знаковая, художественно-эстетическая и др.);
  • система средств труда (в зависимости от предмета они существенно различаются между собой);
  • система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций);
  • система прав;
  • производственная среда, предметные и социальные условия труда.

Цели, представления о конечном результате профессиональной деятельности зафиксированы в культуре посредством образцов соответствующей работы, их описаний, формулировки общих и специальных требований к ним.

Однако не в каждой деятельности образец задается при помощи должностных инструкций, государственных стандартов или соответствующей документации. Во многих случаях таким «живым образцом» профессиональной деятельности выступает компетентный специалист, признанный авторитет в своей профессиональной области. Кроме того, во многих профессиях невозможно точно и алгоритмизирование описать представление о конечном результате труда. Это относится в первую очередь к управленческим и творческим профессиям. Большой удельный вес в деятельности руководителя имеют факторы опыта, умения импровизировать в своей деятельности, находить творческие, оригинальные решения, опираться на интуицию, чувствовать людей.

Необходимо различать цели профессиональной или трудовой деятельности и цели специалиста, который будет эту деятельность выполнять, занимая данное должностное место. Такие рассогласования объективных и субъективных профессиональных целей могут быть как положительными, так и отрицательными. В первом случае специалист осуществляет творческую деятельность, создает нечто новое и преобразует собственную профессиональную сферу. И если до его прихода нормы работы в данной профессии были приняты в определенных, заданных границах, то в результате деятельности новатора такие границы расширяются с появлением новых возможностей для других работников.

Во втором случае, если рассогласование объективных и субъективных целей имеет отрицательный результат, работник должен пройти курс профессионального обучения с тем, чтобы, «дорастить» уровень собственного профессионализма до объективно заданных требований профессиональной деятельности, в которой он работает.

Предмет (объект) труда – это система взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, функций как материального, так и нематериального порядка и как бы противостоящих по отношению к человеку-специалисту. Чтобы реализовать собственную профессиональную деятельность, он должен изменить, преобразовать предмет труда или создать нечто новое, ранее отсутствовавшее или не имеющее места в реальности. Предмет труда фиксируется при помощи документации, организации рабочего пространства и т.п. Но не всегда можно точно описать предмет труда.

Средства профессиональной деятельности – это вещественные средства труда и невещественные вспомогательные (внешние и внутренние функциональные) средства трудовой деятельности, при помощи которых человек взаимодействует с предметом своего труда сообразно поставленной цели, изменяет и преобразовывает его.

Вещественные средства труда – это аппаратурные средства для приема, переработки и передачи информации; средства для осуществления практических действий в биологических, технических, неживых природных, знаковых системах, системах художественного отображения реальности; ручные, простые и механизированные средства труда; машины с ручным управлением; автоматизированные, автоматические системы, аппараты для управления длительными, непрерывными процессами.

Внешние функциональные средства труда – это выразительные средства поведения и речи человека как субъекта профессиональной деятельности (специалиста). Например, в работе руководителя, диктора, артиста данные невещественные средства труда имеют большое значение. Кроме того, в качестве внешнего функционального средства трудовой деятельности может "выступить организм человека – профессионала. (для спортивного тренера, например)

Для руководителя внешним функциональным средством труда может выступить работающая  команда, трудовой коллектив, группа единомышленников одновременно как предмет и средство его организационно-управленческой деятельности.

Внутренние функциональные средства труда отражаются в нормативной, инструктивно-методической документации, характеризующей ту или иную профессиональную деятельность. В качестве внутреннего функционального средства труда могут выступать профессиональные знания, умения и навыки, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, образ-Я в профессии, профессиональное самосознание и профессиональная самооценка.

Существует сложная система взаимосвязей и взаимозависимостей между внешними и внутренними функциональными средствами трудовой деятельности. Проявляется следующая тенденция взаимосвязи между этими двумя факторами: чем менее выражены внешние средства профессиональной деятельности и чем они проще в техническом отношении, тем более сложной оказывается система внутренних средств, тем более высокие требования со стороны профессии предъявляются к уровню образованности, квалификации, интеллектуального и эмоционального развития работника, специалиста, профессионала.

Профессиональные служебные обязанности часто отражены в должностной инструкции и предписывают основные формы активности работника как обязательные, составляющие содержание его профессиональной деятельности.

Система прав отражена в нормативных документах, принятых в системе законодательства, и отражает права работника в отношении здоровых и безопасных условий работы, оплаты труда, возможностей бесплатного повышения квалификации, пользования медицинской помощью, различными формами бытовой помощи, участия в жизнедеятельности работающей команды и трудового коллектива.

Безусловно, нормативные акты о собственном труде должен знать каждый специалист и умело ими пользоваться. При этом важно отметить, что существует определенная зависимость между заинтересованностью работника, его активностью и инициативой, с одной стороны, и уровнем регламентации его профессиональной деятельности, с другой. А именно, чем меньше функций имеет возможность выполнять работник в процессе peaлизации своих профессиональных намерений и интересов, тем менее привлекательным становится для него данная профессия. И наоборот, чем больше профессиональных возможностей и свободы предоставляет для него данный труд, тем больше заинтересованности и активности профессионал может проявлять.

Предметные и социальные условия труда составляют среду на рабочем месте профессионала. К ним относятся витальные (жизненно важные) и санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности: температура, влажность и давление воздушной среды, пыль, шумы и различные звуковые условия, различные виды лучистой энергии, вибрации, ультразвуки, инфекции, вероятность получения физических и психических травм, динамические нагрузки.

Социальные условия труда – это социальная значимость данной профессии, социально-психологический климат в трудовом коллективе и в организации (фирме, банке, предприятии) в целом, коллективные трудовые и профессиональные традиции, корпоративная культура в данной профессиональной сфере, система деловых взаимодействий и норм деловой активности, принятая в обществе в данный исторический и экономический период его развития.

Категория: Психология профессиональной деятельности | Просмотров: 1579 | Добавил: RGB | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar