Среда, 21.11.2018, 07:41     e-mail: info@terra-diploma.ru

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2012 » Май » 22 » Мотивация трудовой деятельности
14:54
Мотивация трудовой деятельности

Мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

 

Мотивация в психологии 

Система факторов, детерминирующих поведение (включает мотивы, потребности, цели, намерения и т. д.)

Характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне

 

А.Н.Леонтьев – теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека: мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Т.О., между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия.

 

Мотив – внутреннее побуждение, которое заставляет человека поступать определенным образом.

 

Одним из важнейших вопросов мотивации деятельности, в т.ч. и трудовой является причинное объяснение его поступков. Такое объяснение в психологии наз. каузальной атрибуцией. Она представляет собой мотивированный процесс когнитивного плана, направленный на осмысление полученной информации о поведении человека, выяснение причин тех или иных причин его поступков, а главное – на развитие у человека способности предсказывать их.  Каузальная атрибуция одновременно выступает как потребность человека в понимании причин наблюдаемых явлений, как способ к такому пониманию. Каузальная атрибуция непосредственно связана с регуляцией человеческих отношений и включает объяснение, оправдание или осуждение поступков людей.

Особым видом каузальной атрибуции является приписывание ответственности за те или иные поступки. При определении меры ответственности личности на результат каузальной атрибуции могут повлиять три фактора:

А) близость или удаленность субъекта, которому приписывается ответственность, от того места, где было совершено действие;

Б) возможность субъекта предвидеть исход выполненного действия и предусмотреть заранее его возможные последствия;

 В) преднамеренность совершенного действия.

 

 

С.Л.Рубинштейн: «Основной, исторически первичный вид человеческой деятельности – труд. Своеобразные, отличные от труда, но связанные с ним и производные от него виды деятельности представляют игра и учение».

 

Труд – сознательная целенаправленная деятельность, результат которой содержится в представлении трудящегося и регулируется волей в соответствии с поставленной целью. Это основной путь формирования личности. В трудовой деятельности все звенья подчинены ее итоговому результату, что придает специфический характер мотивации трудовой деятельности: цель деятельности лежит не в ней самой, а в ее продукте.

 

Так как ни один человек не производит все предметы, нужные для удовлетворения его потребностей, мотивом его деятельности становится продукт не его деятельности, а деятельности других людей, то есть продукт общественной деятельности. Т.О., для человека в труде характерна далекая мотивация (опосредованная), в отличие от короткой мотивации, характерной для животных, обусловленной моментальной ситуацией.

 

Трудовая деятельность совершается первично не в силу привлекательности самого процесса деятельности, а ради более или менее отдаленного её результата, служащего для удовлетворения потребностей человека. В зависимости от личностных притязаний человека – формируется его мотивация трудовой деятельности.

 

Мотивы трудовой деятельности:

  • Интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.
  • Материальные ценности – труд ради получения материальной выгоды.
  • Престиж (социальный мотив)  - профессия выбирается исходя из мотивов моды.
  • Власти – стремление человека иметь власть над другими людьми.
  • Взаимоотношения в процессе деятельности – важная эмоциональная сторона (мало платят, зато коллектив ОК)
  • Альтруистический (просоциальный) - поведение, которое осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение.

 

Одним из направлений в исследовании мотивации трудовой деятельности является направление объясняющее, каким образом человек мотивируется в деятельности, направленной на достижение успехов, и как он реагирует на постигшие его неудачи.

В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности (амер. ученые Д. Макклелланд, Д. Аткинсон и нем. ученый Х. Хекхаузен).

У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это – мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Люди мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются.

Люди, мотивированные на избегание неудачи, в деятельности нацелены не на то, чтобы добиться успеха, а на избегание неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляется неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем а побежденным., в целом – жизненным неудачником.

 

Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам. Люди, ориентированные на неудачи, напротив, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные виды профессий.

Люди, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу.  Они предпочитают задачи средней или слегка повышенной трудности, а при обладании мотивации избегания неудачи, - задачи наиболее легки и наиболее трудные.

 

Особе значение имеет связь мотивации достижения успехов с качеством работы.  Наилучшим оно является при среднем уровне мотивированности  и обычно ухудшается при слишком слабом и слишком сильном.

Люди, стремящиеся к успеху, приписывают свои достижения внутриличностным факторам (способностям, старанию и т.п.), а стремящиеся к неудаче – внешним факторам(легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.) вместе с тем, люди, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, правильно оценивают свои способности, мобилизуются при неудаче, не расстраиваются.

Важной психологической особенностью, влияющей на достижение успеха в трудовой деятельности и самооценку, являются требовании, предъявляемые к себе. Тот, кто предъявляет к себе повышенные требования, в большей мере старается долбиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

 

Теории, объясняющие происхождение мотивации трудовой деятельности:

I – Содержательные теории (акцент – на содержании потребностей)

 1) Теория Маслоу.

 2) Теория Д.МакКлелланда – людям в трудовой деятельности присущи три потребности: власть, успех, причастность. Потребность во власти проявляется как желание воздействовать на других людей. Потребность в успехе означает желание довести работу до успешного завершения и получить соответствующее вознаграждение. Потребность в причастности заключается в том, что работа дает обширные возможности социального общения.

 3) Теория Ф. Герцберга – 2 вида потребностей в трудовой деятельности: гигиенические факторы (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения) и мотивирующие факторы (ощущение успеха, продвижение по службе, признание). Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворенности работой, а для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов.

II- Процессуальные теории (акцент – на процессе мотивации)

1)      Теория ожиданий В. Врума – человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда он уверен в большой вероятности удовлетворения своих потребностей

2)      Теория справедливости Портера-Лоулера – люди субъективно оценивают справедливость вознаграждения за затраченные ими усилия (сравнивают его с вознаграждением других) => снижение или увеличение интенсивности труда.

3)      Теория постановки целей Э.Лока – уровень исполнения работы зависит от характеристик целей (сложность, специфичность, приемлемость, приверженность цели).

III – Теории, основанные на отношении человека к труду

1)      Теории X и Y Макгрегора – выделяет 2 типа работников: Х (он от природы ленив, не хочет работать и нести ответственность за свои действия => его необходимо подталкивать и принуждать к работе путем наказания и поощрения); Y (у него существует естественная потребность в труде, он стремится к ответственности => его нужно побуждать к работе, а не принуждать)

2)      Теория Z Оучи – ни одного человека нельзя строго отнести ни к типу X, ни к типу Y. Большинство людей относят себя к типу Z, то есть во зависимости от сложившейся ситуации человек ведет себя как X или Y

Категория: к ГОСам | Просмотров: 4817 | Добавил: RGB | Теги: Лекции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
avatar