Суббота, 18.08.2018, 18:04     e-mail: info@terra-diploma.ru

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2012 » Май » 21 » Невербальные особенности речи
01:58
Невербальные особенности речи

Готовилось к семинару по психологии телесности.

Под понятием речевой голос подразумевается сложное явление, которое объединяет звуки, исходящие из ротоглоточной полости человека, независимо от того, предназначаются ли они для выражения мысли и чувства или появляются в результате неосознанных рефлекторных мышечных движений, таких как стон, смех, крик и даже звучный кашель.

Необходимо знать, что система речи включает в себя два основных компонента: произношение членораздельной речи и ее управление и регулирование. Произношение звуков речи обеспечивается деятельностью голосовых складок, органами артикуляции. В регулировании и управлении звуковой речью принимают участие различные отделы головного мозга; важное значение имеют слуховой и двигательный анализаторы, так как под их контролем осуществляется управление и регулирование речью.

По современным научным данным речевой аппарат условно делится на два основных отдела - центральный и периферический.

Центральный отдел - это головной мозг и его проводящие пути, отдел управления и регулирования звуковой речью.

К периферическому отделу относятся три взаимосвязанные системы.

  1. Генераторная система, то есть аппарат, образующий голос, голосовые складки (одно звено системы), щели и затворы в полости рта (другое звено системы).
  2. Резонаторная система, то есть аппарат звукопроизносящий, или артикуляционный ротовой резонатор (одно звено системы), носоглоточный резонатор (другое звено системы).
  3. Энергетическая   система,  то   есть   аппарат,   образующий  дыхание;   механизм внешнего    дыхания    (мышцы    грудной    клетки    и    диафрагмы)    и    механиз рефлекторной перистальтики трахеи и бронхов.

Речевой голос является одним из элементов речи и формируется в том случае, если нет препятствий со стороны психики, слуха, речеголосообразовательных органов.

Речевой голос человека можно классифицировать так:

  1. высокий речевой голос, в котором преимущественно развито головное звучание со слабо выраженным грудным звучанием;
  2. низкий речевой голое, в котором преимущественно развито грудное звучание со слабо выраженным головным звучанием;
  3. средний речевой голос с хорошо развитым и головным и грудным звучанием.

«Звуковая речь является внешним выражением наших мыслей, текущих в форме внутренней речи. Она управляется из соответствующих речевых центров коры головного мозга и выражается в специфических речевых координациях голосового аппарата, создающих поток речевых звуков.

К физиологическим свойствам речевого голоса относятся:

-  сила голоса, которая регулируется произвольно и зависит от напряжения выдыхаемого воздуха и силы смыкания голосовых складок;

-  высота голоса, управляемая не только напряжением голосовых складок, но и частотой импульсов, полученных из головного мозга;

- тембр голоса, который связан с анатомическим устройством речевого аппарата и умением пользоваться резонирующими полостями; диапазон (объем речевого голоса), зависимый от координированной работы всего речевого аппарата.

В разновидностях речевого голоса встречается шепотный голос, образующийся безучастия голосовых складок и получающийся вследствие трения выдыхательной и вдыхательной струй воздуха о стенки полостей гортани, глотки, рта и носа.

  

Голос несет помимо слов дополнительную информацию связанную с психофизиологическими особенностями говорящего. Это касается прежде всего чисто физических свойств человека, которые легко проверить (например, возраст, пол, рост и вес), поскольку акустические особенности голоса зависят от размеров голосовых связок, величины резонаторов голосового тракта. Человека (чем больше эти размеры,- тем ниже голос и «гуще » его тембр, и наоборот,- чем они меньше, тем выше голос и «светлее» тембр).

Таким образом мы получаем информацию о биофизических свойствах говорящего.

 

По мнению В. П. Морозова, руководителя исследовательской группы Института Психологии РАН, занимающегося данной проблемой голос несет слушателю помимо слов как бы между словами широчайший ассортимент информации о разнообразных психофизических свойствах, состояниях и намерениях говорящего.
Также он говорит о том, что возможно субъект восприятия (слушатель) может быть способе даже воссоздать общий облик говорящего по его голосу, нарисовать его портрет с довольно точным изображением деталей, например, относительных размеров рта.
Проблема, по его мнению состоит в том, как эта информация передается невербальными средствами от говорящего к слушателю и в какой мере она истина, то есть искажается или не искажается.

 


Проблема адекватности психологического портрета его реальному прототипу


Необходимо отметить, что проблема в изучении голоса связана с отсутствием как таковых объективных методов исследования. Правде в последнее время стали использовать компьютеры как наиболее научный способ получения знаний.
Во- вторых Морозов предлагает свой метод- психологический портрет. Он называет его «психологический» портрет не только потому, что он указывает на психологические свойства говорящего, но, прежде всего, потому что он " формируется в психике субъекта восприятия, является воображаемым субъективным отражением объективных свойств говорящего в сознании слушателя.Но и по сравнению с распространенными в психологии вербальными опросниками, обладает том преимуществом, что не подвержен влиянию фактора социальной желательности, посколько обследуемый строит свой психологический портрет, отвечая по своему усмотрению на вопросы вербального теста- опросника, а в данном методе его оценивают независимые эксперты-аудиторы. Оценка же другими как известно, отличается от самооценки обследуваемого, как правило в сторону объективности.
Хорошо различимые на слух те или иные эмоциональные состояния говорящих (радость, печаль, гнев, страх идр.) также находят объективные подтверждения в результатах компьютерных исследований спектральных и интонационно- динамических особенностей речевых звуков. Связь их по мнению Морозова легко доказывается путем записи и анализа голоса людей, дейстрвительно находящихся в определенных эмоциональных отношений.
И последний метод который выделяет В. П. Морозов- это метод актерского моделирования эмоций, примененный исследовательской группой под руководством Морозова В. П. в ряде работ, например по созданию теста на эмоциональный слух. Устанавливает связь «состояние- речь» (разумеется с учетом
талантливости актера, моделирующего заданные экспериментатором эмоциональные состояния по методу К. С. Станиславского). Например, для создания теста на выявление эмоционального слуха принял участие народный артист СССР О. В. Басилошвили. Объективным доказательством различий моделируемых актером эмоций служит спектральный анализ звука его голоса, указывающий на специфические для каждой эмоции акустические характеристики. В недавних работах было показано, что разные эмоциональные состояния отражаются не только в изменении амплитудного спектра голоса, но и в перераспределении частотных положений обертонов. Данный феномен, названный ими «квазигармоничность», лежит в основе различия нашим слухом эмоций радости, печали, гнева, страха и наряду с другими акустическими изменениями служит объективной основой для построения психологического портрета человека по его голосу.
Таким образом, в качестве объективного носителя невербальной информации, указывающего на различные психофизиологические свойства и состояния говорящего, выступают не какой- либо один признак в голосе человека, а целый комплекс такого рода акустических признаков.
Морозов В. П. предполагает существования возможности связи между многообразными индивидуально- психологическими особенностями людей и акустическими характеристиками их речи и голоса,например, общительность-замкнутость, экстраверсия- интроверсия, чувствительность- есткость, принадлежность к художественному или мыслительному типу и т. п.
Единственным способом выявления является проверка по традиционым тестам- опросников Кеттела, Айзенка, Меграбяна, Изарда, Спилбергера- Ханина и др.
Все вышеизложенное свидетельствует, что не только элементарные физические свойства людей (пол, возраст, вес) и эмоциональные состояния (радость, печаль, генв, страх и др.)но и сложнейшие, тончайшие психологические особенности личности и мимолетные движения души находят свое отражение в акустических особенностях речи и голоса говорящего (тембр, интонация, ударение, мелодика, темпоритмика, динамика силы т. п.). Эта закономерность и составляет . объективную основу для построения психологического портрета человека по невербальным особенностям его речи.
 
Согласно развиваемой Морозовым и его лабораторией концепции, система W речевого общения имеет двухканальную структуру (разумеется, в психологическом, а не в технологическом смысле) и состоит из лингвистического (собственно речевого, вербального) и экстралингвистического (неязыкового, невербального) каналов. В рамках невербального канала слушателю передается акустическим путем до 9 основных категорий (по нашей классификации) информации о говорящем (эмоциональная, эстетическая, индивидуально-личностная, биофизическая, социально-типологическая, пространственная, психологическая, медицинская), а также о воздействующих на него помехах, включающей сотни разновидностей этих категорий. Таким образом, невербальная коммуникация осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и составляет как бы второй по отношению к слову канал системы общения.
Надо сказать, что в психологических исследованиях общения обычно изучается собственно речевой лингвистический канал, в рамках которого передается формально-содержательная сторона речевой информации. Экстралингвистический невербальный канал, по которому передается отношение говорящего к слушателю, предмету разговора и самому себе, и его влияние на психологию общения изучены в несравненно меньшей степени. Между тем, информационно-психологическая роль невербального канала весьма значительна: информация, передаваемая по каналу невербальной коммуникации способна значительно корректировать и деформировать семантическое значение вербальной информации вплоть до ее полного отрицания субъектом (например, в ситуации восприятия слушателем фразы "Я рад Вас видеть", произнесенной раздраженным или насмешливым тоном). Необходимо заметить, что в систему входят не только голосовые средства ее выражения, но и кинетические, т.е. выразительные движения - жест, поза, мимика, играющие столь же важную роль.
Невербальные свойства речи, как правило, созвучны ее вербальному смыслу, Вместе с тем канал невербальной коммуникации функционально независим от вербальной. Практически это проявляется:
а) в возможности адекватного восприятия человеком всех видов НК вне зависимости от семантического значения слова (опознавание личности говорящего, его эмоционального состояния, пола, возраста и т.п.);
б) в дивергенции между семантикой слова и значением невербальной информации (например, радушные слова, произнесенные холодным тоном).

Физиологической основой независимости невербальной функции речи от вербальной по мнению В. П. Морозова является функциональная асимметрия головного мозга человека (ФАМ). Исследования Функциональной асиметрии мозга, начатые еще в 1861 г. французским антропологом Брока, а также в 1874 г. Вернике и блестяще продолженные в наше время Роджером Сперри, который был удостоен за эти работы Нобелевской премии в 1981 г., и другими, привели к доказательству ведущей роли левого полушария мозга в обеспечении вербальной функции психики (центры Брока и Вернике). Вместе с тем ряд современных зарубежных и отечественных работ свидетельствует о ведущей роли правого полушария в переработке невербаль¬ной информации.

Специфичность вербального и невербального каналов речевого общения определяется также и особенностями обработки мозгом этих видов информации: если левое полушарие при обработке невербальной информации использует посегментный принцип (пофонемный, послоговый, пословесный), то для правого полушария характерен интегральный симультанный принцип оценки воспринимаемого сигнала и сопоставление его с хранящимися в памяти эталонами (паттернами).
Несмотря на вполне очевидную специфичность вербального и невербального каналов в системе общения, каждый из них в определенной мере обладает свойствами другого канала. Например, вербальными средствами могут быть описаны характерные для невербальной коммуникации эмоционально-образные представления о внешнем мире. Важным средством такого рода является метафора, используемая как в художественной речи, так и в ораторском искусстве. В поэтических произведениях этому служит метроритмическая организация ударных и безударных слогов и рифма стиха. В то же время невербальными средствами могут передаваться и элементы смысловой информации, например интонацией вопроса, утверждения, завершенности-незавершенности высказывания, Р а также знаки препинания, несущие важную смыслоразличительную функцию (как, например, во фразе "Казнить нельзя помиловать"). В этой связи и эмоционально-выразительные невербальные средства, некогда объявленные лингвистами неязыковыми (экстралингвистическими), признаются некоторыми фонетиками как принадлежащие к категории языка.
Все сказанное свидетельствует о тесной функциональной взаимосвязи и взаимодействии каналов вербального и невербального общения. Такая связь выражается как в однонаправленном, так и в разнонаправленном воздействии этих каналов друг на друга и на смысл высказывания. В связи с этим научная группа под руководством Морозова считает, что в данных исследованиях необходимо нейтролизовать вербальный канал, который может оказать влияние на восприятие невербальной информации при помощи голоса.
Для этого они использовали, во- первых, ограничение информативности речевого текста (например, пересказом содержания известной сказки про репку в спонтаной речи, чтением одного и того же отрывка печатного текста или произнесением одной и той же фразы, во- вторых, применением инвертированной во времени речи, то есть осуществлялось ее компьютерное преобразование при которой вербальный смысл оказывается полностью элиминированным при сохраненности ее невербальной информации.
Психологический портрет как субъективный образ объективных свойств говорящего
Что бы в полной мере изучить данную проблему необходимо рассмотреть особенности акустических средств передачи (кодирования) невербальной информации.
Основными акустическими средствами передачи различных видов невербальной информации от говорящего к слушателю являются:
а) тембр Г голоса, его физический эквивалент - спектр звука, т.е. графическое отображение амплитудночастотного (обертонового) состава голоса;
 б) мелодика речи (изменение высоты голоса во времени);
в) энергетические характеристики (сила голоса и ее изменение);
г) темпоритмические средства речи;
д) атипичные индивидуальные особенности произношения (смех, покашливание, заикание, дизартрии и т.п.).
Важнейшая особенность кодирования невербальной информации речи состоит во взаимодействии различных акустических средств; иными словами, любой вид невербальной информации передается, как правило, не каким-либо одним акустическим средством, а одновременно несколькими. Например, информация о разном эмоциональном состоянии говорящего найдет выражение не только в изменении тембра (т.е. спектра) голоса, но и в сопровождающих каждую эмоцию изменениях высоты, силы, темпоритмических характеристик речевой фразы.
Новые данные о психоакустических механизмах передачи слушателю информации об эмоциональном состоянии говорящего получены в ряде совместных работ автора с Ю.М. Кузнецовым
С помощью специально разработанных компьютерных программ (В.Р. Женило) показано, что помимо известных в науке невербальных акустических средств эмоциональной выразительности (динамика силы и высоты голоса, амплитудный спектр обертонов) происходит смещение обертонов голоса по частотной шкале в зависимости от характера выражаемой эмоции. Так, при нейтральной интонации и умеренной радости обертоны носят гармонический характер, а при выражении гнева или страха - специфичный для каждой эмоции дисгармоничный характер за счет смещения от своего гармонического положения в сторону повышения или понижения.
В вокальной речи (пении) такого рода характерными смещениями обертонов реализуются музыкальные категории минора и мажора, а в обычной разговорной речи - тембровые особенности гнева, страха, печали, радости.
Как уже говорилось раннее данный эффект, назвали «феномен квазигармоничности», который лежит в основе формирования у слушателя психологического портрета говорящего по невербальным особенностям его голоса (наряду с другими психоакустическими механизмами). А также данными
исследователями установлена идентичность механизма квазигармоничности для
передачи  информации как в вокальной, так и в обычной разговорной и публичной речи.
Теперь непосредствено рассмотрим сам психологический портрет как субъективный образ объективных свойств говорящего.
Морозов предполагает, что структура психологического механизма распознования слушателем (экспертом-аудитором) личностных свойств говорящего по его голосу состоит из четырех основных блоков, или звеньевцепи (информационного канала) связывающей говорящего со слушателем.

Блок 1 - объективные (реальные) физические и психологические свойства говорящего как субъекта речевого поведения.
Блок 2 - объективные (реальные) акустические характеристики речи и голоса говорящего (интонационно-тембровые, темпоритмические и др.).
Блок 3 - субъективный образ речи и голоса говорящего, возникающий у субъекта восприятия - слушателя. Этот образ, как показали исследования, существенно зависит от жизненного опыта субъекта восприятия, его языковой и общей культуры, разрешающих ерцептивных возможностей слуховой системы по отношению к акустическим характеристикам речи (мелодический, тембровый, фонематический, ритмический, эмоциональный слух и др.).
Блок  4 – субъективный  образ   говорящего,   то   есть   совокупность   его  индивидуально-личностных и типологических свойств, которыми он обладает в представлении  субъекта  восприятия  (слушателя). Этот блок в сущности и есть психологический портрет говорящего по его голосу, возникающий у слушателя.

Естественно, что 4-ый блок так же, как и 3-й, существенно зависит от многих субъективных свойств слушателя (жизненного опыта, знания людей, ассоциативных свойств его мозга и памяти, позволяющих связать те или иные свойства личности с особенностями его речи и голоса).
Ввиду того, что в цепи передачи информации о личностных свойствах говорящего человеку-слушателю имеется два блока-посредника (2-й и 3-й), естественно возникает проблема адекватности психологического портрета говорящего, построенного слушателем, его реальному прототипу, т.е. соответствия объективных реальных свойств говорящего субъективным портретным характеристикам, которыми наделяет его слушатель (эксперт-аудитор), (рис 1)
Как уже упоминалось, говорящего человека в системе общения в целом следует рассматривать в качестве субъекта речевого поведения, активно воздействующего на собеседника, изменяющего тактику своего речевого поведения в соответствии с реакцией слушателя и др. (интерактивная составляющая речевого поведения). Однако говорящий как субъект поведения обладает в то же время и рядом объективных психофизических свойств (эмоциональное состояние, возраст,сила, уверенность,здоровье,акустика речи и др.), которые по отношению к субъекту восприятия и выступают объектом и предметом его оценки по голосу.

В связи со сказанным психологический портрет человека по голосу носит не абсолютно адекватный (как, например, фотопортрет), а вероятностный характер
(как, впрочем, и психологический портрет, построенный по традиционным тестам-опросникам). Тем не менее, психологическая сущность портрета по голосу представляется весьма значимой. Стереотипы восприятия человека по голосу склоняют слушателей наделять высокими достоинствами людей с более правильной в лексическом и экстралингвистическом отношении речью по сравнению с теми, чья речь несовершенна. Эта закономерность восприятия неслучайна, так как основывается на множестве ассоциативных связей голоса человека с его внешней (физической) и внутренней (психологической) сущностью. Поэтому психологический портрет по голосу, т.е. психофизический образ говорящего, возникающий у слушателя, хотя и носит вероятностный характер, тем не менее, имеет большое значение в формировании межличностных отношений. В определенном смысле он имеет значение самодостаточной психологической характеристики человека, т.е. представляет собой нечто вроде визитной карточки, причем со множеством личностных характеристик, которые говорящий, сам того, быть может, не желая, дарит слушателям.
Это можно объяснить следующим образом.
Невербальные особенности речи - это эволюционно более древние и непроизвольные свойства голосовой функции человека по сравнению с его вербальной речью. Они и основываются в нашем мозгу на более древних подкорковых структурах. Вербальная речь произвольна и управляема. "Слова даны нам, чтобы скрывать наши мысли" - считал Талейран, и не только он.
Однако говорящий выдает себя невербальными свойствами речи и поведения. Будучи непроизвольными по своему происхождению, невербальные особенности речи воспринимаются слушателем в значительной степени подсознательно, так как адресованы  к тем же древним  подкорковым структурам нашего мозга.

И по мнению Морозова инвертирование речи, то есть лишение ее смыслового содержания, вместе с тем обнажает для слушателя, делая более явными, те особенности личности говорящего, которые в обычной, нормальной прямой речи замаскированы ее смысловым вербальным содержанием и нередко ускользают от восприятия слушателя. Поэтому применение метода инвертированияпозволяет с большей вероятностью определить характерные для говорящего эмоционально-экспрессивные состояния, например скрытую тревожность, агрессивность или, наоборот, расположенность по отношению к слушателю и т.п.

И в завершении рассмотрения данного вопроса, необходимо заметить следующее. Проведенные исследования группой научных работников под руководством В. П. Морозова при помощи современной техники (компьютера) показали, что повышение уровня общей оценки свойств человека сопряжено с пропорциональным ростом оценок аудиторами невербальных характеристик его речи (тембр голоса, интонация, дикция, орфоэпия, отсутствие недостатков и т.п.). Таким образом, человек (по совокупности многих психологических свойств) оценивается в целом тем более высоко, чем совершеннее его речь (пооценкам тех же аудиторов). И наоборот, чем больше речь и голос того или иного субъекта набирают отрицательных баллов (увеличиваются "минус-качества" речи), тем ниже его общая психологическая оценка

Источник: Морозов    В.    П.    Психологический    портрет    человека    по    невербальным особенностям его речи // Психологический журнал. -  Том 22. - 2001. - №6. - С. 48-63.

 

Категория: Клиническая психология | Просмотров: 4228 | Добавил: RGB | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar