Среда, 21.11.2018, 07:41     e-mail: info@terra-diploma.ru

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2012 » Май » 22 » Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития
02:20
Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития

Специальная психология изучает, как протекает процесс психического развития в неблагоприятных условиях, пытаясь соотнести параметры последних с характеристиками генеза психики.

Само влияние неблагоприятных условий оценивается через то, как ведут себя законы развития, в какой степени они остаются неизменными, а в какой меняются.

Специальная   психология,   изучая   протекание   процесса   психического   развития   в  особых  условиях, выделяет, как уже отмечалось, три группы закономерностей. Прежде всего, это общие закономерности, характеризующие как нормальное, так и нарушенное развитие, определяющие их главные черты. Кроме того,   выделяются  так  называемые  модально  не  специфические  закономерности,  или  особенности, типичные для всех или нескольких видов нарушенного развития.

И,   наконец,   выделяются   модально   специфические   закономерности,   т.е.   особенности   развития, характерные только для какого-то одного вида дизонтогенеза. Последний круг закономерностей изучается в рамках отдельных отраслей специальной психологии.

Характеризуя общие, или главные закономерности психического развития, следует подчеркнуть, что развитие   связано,   прежде  всего,   с   позитивными  качественными   изменениями,   появление   которых знаменует очередную фазу или стадию этого процесса. Процесс развития необратим и не прерывен. Кроме того, общим законом развития является механизм иерархиезации — соподчинения. Более молодые и более совершенные функции включают в свой состав, подчиняют себе более «старые», тем самым, создавая условия для взаимного развития.

Еще одной важной стороной развития является  его неравномерность, или гетерохронность.  В  этом отношении законом нормального развития следует считать сочетания не равномерности со своевременностью формирования тех или иных структур. В психологии разновременность формирования разных сторон психики называется сензитивными периодами.

Кроме всего сказанного, необходимо упомянуть, что психика не только представляет собой внутренний регулятор внешней предметной деятельности, но и сама может развиваться только в условии этой деятельности. При этом всегда указывается, что развитие психики осуществляется в ведущем для данного возраста виде деятельности.

Процесс   психического   развития   можно   рассматривать   как   направленный   и   спонтанный.    Первый представляет  собой  процесс   изменений  в  психике  ребенка  под  влиянием  обучения   и   называется функциональным  генезом.   Спонтанное развитие — это  изменение в процессе  самонаучення  путем подражания.

Резюмируя сказанное, мы можем дать самое общее определение психического развития как процесса поступательных,   непрерывных,   необратимых   качественных   изменений   в   отражении   внешнего   и внутреннего мира (в параметрах его полноты, точности, глубины, взаимосвязанности, целостности и т п.), обеспечивающих все более эффективную саморегуляцию внешней предметной и внутренней психической деятельности, а также повышающих их результативность в плане усвоения социально-исторического опыта.

Помимо общих, существуют и специфические закономерности, представляющие собой не какой-то особый ряд закономерностей, а лишь особую форму существования и проявления главных законов развития, их специфическую ответную реакцию на неблагоприятные условия.

Модально неспецифические закономерности изучены еще далеко недостаточно. К их числу можно отнести свойственное для всех форм дизонтогенеза замедление скорости приема и переработки поступающей информации, характерное не только для нарушенных анализаторных систем, что вполне естественно, но и для сохранных. Практически для всех групп детей с отклонениями в развитии типично, хотя и в разной степени  и  по  разным  причинам,  снижение уровня  познавательной  активности,  что  дополнительно замедляет развитие познавательных процессов. Многие ученые отмечают бедность запаса представлений и знаний об окружающей действительности.  Сказанное отнюдь не означает, что при разных форма дизонтогенеза страдает адекватность отражения окружающего мира. Изменяется лишь степень полноты и точности отражения. Помимо этого, для разных групп детей с отклонениями в развитии вполне характерны разнообразные   формы   речевых   нарушений   и   затруднения   в   формировании   процесса   речевого опосредования, что сказывается на темпах формирования высших психических функции. В связи с этим вполне естественно то, что для всех групп днзонтогенеза характерны трудности в сфере общения в разной степени и по разным причинам.

Общее моторное и психомоторное развитие оказывается нарушенным при разных формах дизонтогенеза. В исследованиях последних лет показано, что в основе отставания в развитии моторной сферы могут лежать не   только   первичные   нарушения   двигательного   анализатора,   но   и   недостатки   формирования   и оперирования   пространственными   представлениями.    Моторные   нарушения   сказываются   на   темпах развития навыков и умений, а также на формировании разных форм деятельности — игровой, учебной, трудовой и др.

Кроме того, как отмечается разными исследователями, для многих групп детей с отклонениями в развитии характерна определенная диспропорция между образной и вербальной сферами психики. Наконец, весьма распространенным явлением в случаях нарушенного развития, могут быть разнообразные деформации социальной ситуации развития, проявляющейся в не правильных стилях воспитания. Нельзя не отметить, что в подавляющем большинстве случаев для детей с нарушениями в развитии характерно проявление различных деприванионных симптомов.

Категория: Клиническая психология | Просмотров: 5010 | Добавил: RGB | Теги: клиническая психология, Лекции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar