Суббота, 18.08.2018, 18:04     e-mail: info@terra-diploma.ru

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2011 » Декабрь » 4 » Предмет социальной психологии
12:31
Предмет социальной психологии

Определение предмета - первая задача любой науки. «Когда предмет науки определен, задача спецификации научного знания уже решена», - справедливо подчеркивает К. А. Абульханова. Рассмотрим несколько наиболее типичных определений социальной психологии.

«Социальная психология есть научное изучение опыта и поведения индивида в связи с воздействием на него социального стимула» (Sherif, 1969).

«Социальная психология - это научное исследование отношений индивидов друг к другу, в группах и в обществе» (McDavid,1974).

«Социальная психология - это подраздел психологии, связанный с конкретно научным изучением поведения индивидов как функции социальных стимулов» (Jones, 1967).

«Предметом социальной психологии является изучение зависимости и взаимозависимости между индивидуальными поведениями» (Zajonc, 1966).

Сведя то общее, что содержится в наиболее распространенных определениях, Г. Олпорт предложил следующее «синтетическое» понимание социальной психологии: «Подавляющее большинство социальных психологов рассматривают свою дисциплину как попытку понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемое присутствие других» (Allport G., 1968).

Из разъяснений, которыми обычно сопровождаются определения социальной психологии, можно выделить три пункта, не вызывающие особых разногласий: единицей анализа избирается индивид; предмет изучения определяется как влияние на индивида других индивидов (как основных элементов социальной ситуации, основных социальных стимулов и т. п.); предмет изучается в соответствии с правилами особого способа познания.

Призывая к созданию социальной психологии как науки «специфической и социальной» и анализируя нынешнее ее состояние, С. Московичи подходит к предмету ее изучения, подразделяя ее на таксономическую, дифференциальную и системную.

Целью таксономической социальной психологии, согласно С. Московичи, является определение характера переменных, объясняющих реакцию индивида на стимул. Для таксономического подхода характерно перенесение социального на объект. Что касается субъекта, то он принимается как нечто недифференцированное, неопределенное, т. е. в полном смысле как индивид, способный отвечать на стимул, и ничего больше. Объект же дифференцируется на социальный и не социальный. Цель исследования при этом состоит в изучении того, как социальные стимулы влияют на процессы мышления, восприятия, формирования установок.

Дифференциальная социальная психология по сравнению с таксономической переворачивает субъектобъектное отношение в том смысле, что дифференцируется не объект, а субъект. За основу дифференциации берутся различные критерии в зависимости от приверженности исследователя к той или иной теоретической школе или от характера исследуемой проблемы. Так, например, испытуемые могут классифицироваться по их когнитивным стилям (абстрактный, конкретный), характеру установок (этноцентричные, догматичные) и т. п. Независимо от типологии цель остается одной и той же: выявить, как различные категории людей реагируют на объект или на другого человека. Примером могут служить исследования мотивации к достижению, лидерства, сдвига к риску и т. д., в которых социальные феномены объясняются в терминах психологических характеристик индивидов. Эта разновидность социальной психологии уязвима в том смысле, что трактует как психологические характеристики черты, свойственные определенному социальному типу, например, стремление к достижению - черту, характерную для индивида, живущего по законам протестантской этики (в понимании М. Вебера), дифференциальная социальная психология трактует как общечеловеческую.

Наконец, третий тип социальной психологии, который выделяет С. Московичи, - это системная. Ее характеризует подход к явлениям с позиции системы, образуемой отношением субъекта и объекта, опосредствованным вмешательством еще одного субъекта – агента действия. В этом треугольнике каждая из сторон полностью определяется двумя другими. В зависимости от того, как рассматривается этот треугольник: в статике или динамике - появляются два типа исследования. В статичном анализируется изменение реакций в результате простого присутствия другого индивида. Таковы работы по социальной фацилитации. При динамическом подходе социальное отношение (отношение между двумя индивидами) рассматривается как основа для появления процессов, порождающих социально-психологическое поле, в котором возникают и происходят наблюдаемые психологические феномены. Примерами такого типа исследований могут быть работы К. Левина по динамике групповых процессов, М. Шерифа по развитию межгрупповых отношений, Л. Фестингера по социальному сравнению.

В настоящее время, как на это обращает внимание С. Московичи, различные социальные психологии мирно сосуществуют в учебниках, несмотря на то, что взаимоисключают друг друга по основным пунктам.

В современной отечественной социальной психологии с конца 50-х — начале 60-х гг. развернулась  дискуссия о предмете социальной психологии.

Основная полемика касалась двух вопросов: 1) понимания предмета социальной психологии и соответственно круга ее задач; 2) соотношения социальной психологии с психологией, с одной стороны, и с социологией — с другой. По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода (Андреева Г. М.).

Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. Наконец, внутри этого же подхода почти все единодушно говорили о необходимости изучения коллективов. Большинство социологов определенно трактовали предмет социальной психологии как исследование общественной психологии (соответственно были разведены термины: «общественная психология» — уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов, и «социальная психология» — наука об этой общественной психологии).

Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Позднее с точки зрения этого подхода дискуссионным оказался вопрос о месте «психологии личности» в системе психологического знания (есть ли это раздел общей психологии, эквивалент социальной психологии или вообще самостоятельная область исследований). Часто в защиту описанного подхода приводился такой аргумент, что он гораздо более «психологичен», что лишь на этом пути можно представить себе социальную психологию как органическую часть психологии, как разновидность именно психологического знания. Логично, что подобный подход в большей степени оказался популярным среди психологов.

Наконец, в ходе дискуссии обозначился и третий подход к вопросу. В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода.

Наиболее широкий перечень содержала схема, предложенная Б.Д. Парыгиным, по мнению которого социальная психология изучает: 1) социальную психологию личности; 2) социальную психологию общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности (Парыгин, 1971).

Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества (Мясищев).

Журавлев А Л указывает на то, что современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т.е., отличающимися друг от друга, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым относится к социальная психология. Среди основных подходов к определению предмета социальной психологии Журавлев А. Л. указывает следующее:

1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как: общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.

2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения, например: супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.

3. Психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. Наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы я конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.

4.   Массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д.

Объединяя различные подходы к пониманию предмета социальной психологии, Журавлев А. Л. предлагает следующее собственное его определение: социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Социальный психолог Г.М. Андреева определила предмет социальной психологии следующим образом: социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Крысько В.Г.: предметом изучения социальной психологии являются закономерности возникновения, функционирования и проявления психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.

Важно, что при всех частных расхождениях предложенных схем основная идея была общей — предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению — как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений.

Категория: Социальная психология | Просмотров: 2606 | Добавил: RGB | Теги: Лекции | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
avatar