Четверг, 24.01.2019, 04:14     e-mail: info@terra-diploma.ru

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2012 » Май » 18 » Проблема личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы
13:28
Проблема личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы

Личность не рассматривается вне общества

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности заключается в следующем: он объясняет механизмы социализации личности; раскрывает ее социально-психологическую структуру; позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее.

Социализация – процесс и результат социального развития человека; И. С. Кон по­лагал, что социализация -  совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых ин­дивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализация – двусторонний процесс - усвоения и воспроизводства социального опыта.

Социализация – все многообразие воздействий на человека. Воспитание – целенаправленное воздействие, более узкое понятие.

Содержание социализации включает три сферы: деятельность, общение, сознание. Освоение все новых видов деятельности, умножение контактов с другими людьми, развитие саомосознания.

В отечественной психологии выделяют 3 этапа социализации: дотрудовой, трудовой, послетрудовой.

 

А.В.Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации:

1    Адаптация-  обычно совпадает с периодом детства, происходит вхож­дение в мир людей

2  Индивидуализация – происходит некоторое обособле­ние индивида, вызванное потребностью персонализации. 

3   Интеграция предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом. Человек, наконец, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм.

 

Социализация человека происходит посредством механизмов социализации - способов сознательного или бессознательного ус­воения и воспроизводства социального опыта.

1.   Одним из первых был выделен механизм, который, с известной долей условности, можно обозначить как единство подражания, имитации, иденти­фикации. Сущность данного механизма заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Действие этого механизма осуществляется через социаль­ное взаимодействие людей.

2.   Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществля­ется в процессе социального контроля (С.Парсонс).

3.   Конформность является наиболее распространенным механизмом социализации. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм», т.е. некритическое принятие и сле­дование господствующим в обществе стандартам, нормам, сте­реотипам массового сознания, авторитетам и идеологии.

 

В ходе социализации формируются установки. Узнадзе Дмитрий Николаевич в 40е гг XX века сформулировал основные положения теории установки.

Установка – это готовность, предрасположенность, возникающая при предвосхищении определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленные характер деятельности по отношению к данному объекту.

В 1942 году М.Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда, и этой точки зрения сегодня придер­живаются многие исследователи. Ког­нитивный компонент состоит из всех мыслей человека от­носительно данного объекта — фактов, знаний, убеждений. Аффективный (или оценочный) компонент состоит из всех чувств или эмоций человека по отношению к объекту, осо­бенно позитивных или негативных оценок. Поведенческий компонент состоит из готовности человека реагировать или тенденции как-то действовать по отношению к объекту ат­титюда.

Любой аттитюд к какому бы то ни было объекту содержит все три компонента, рассматривать их по отдельности имеет смысл только для удобства анализа.

Установки характеризуются когнитивной сложностью и оценочной просто­той. …

При прочих рав­ных условиях аффективный компонент аттитюда изменить гораздо труднее, чем когнитивный.

Третий компонент аттитюда связан с поведенческими тен­денциями. Многие исследования в социальной психологии были по­священы проверке гипотезы о том, что аффективный и когнитивный компоненты аттитюда управляют поведенческим компонентом. Однако иногда реальное поведение не согласуется с аттитюдом, и люди вполне приспосабливаются к жизни с такой несогласованностью.

Функции установок:

1. Инструментальная функ­ция (утилитарная) – облегчает поведение в привычных ситуациях, позволяя быстрее реагировать. Также, в частности, поддержка определенных аттитюдов по­могает людям заслужить одобрение и быть принятыми дру­гими людьми, поскольку человека привлекает тот, у кого аттитюды сходны с его собственными.

2. Функция знания помогает нам осмыслить мир и дает чувство понимания того, что мы делаем. Они помогают определить, обозначить или распознать социальные группы; установить нашу идентичность. Аттитюды задают направление нашим мыслям и действиям.

3. Функция эго-защиты - защищают людей от получения неприятной правды о себе и мире. Люди часто действуют и думают таким образом, который защища­ет их от получения неприятной информации. Так, фанатик может ненавидеть членов аутогруппы, что позволяет ему чув­ствовать себя более значительным, чем он есть на самом деле.

4. Функция выражения ценностей.

 

Личность и группа – личность развиваться вне группы не может, и группа оказывает решающее влияние.

Положительное: группа повышает общий культурный уровень личности, усваиваются положительные социальные нормы и ценности, способствует развитию коммуникативных умений и навыков, группа позволяет индивиду более объективно оценить себя, снабжает человека положительными эмоциями.

Отрицательное: деиндивидуализация – утрата самосознания, следование большинству (в толпе), конформизм как усвоение негативных норм поведения, социальная леность – стремление людей прилагать меньше усилий для достижения групповой деятельности при отсутствии личной ответственности, огруппление мышления – подавление своего несогласия в интересах группы.

Амбивалентное: социальная фасилитация – усиление доминантных реакций человека в присутствии других людей; групповая поляризация – отклонение мнений группы после обсуждения проблемы к своим крайним полюсам.

 

 

Категория: к ГОСам | Просмотров: 6676 | Добавил: RGB | Теги: социальная психология, Лекции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1 Саша • 19:53, 03.06.2013
Очень хорошая информация! Четко и понятно изложена,доступно,кратко. Буду пользоваться на экзамене по психологии
avatar