Среда, 19.12.2018, 03:21     e-mail: info@terra-diploma.ru

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2011 » Декабрь » 6 » Профессионально важные качества: содержание и развитие в процессе обучения
09:33
Профессионально важные качества: содержание и развитие в процессе обучения

Цель обучения - обеспечить усвоение определенной совокупности навыков, умений и алгоритмов профессионального поведения. Этот процесс усвоения идет под воздействием ряда факторов: обучаемости, наличия способностей, мотивации и системы обучения. Обучаемость - это легкость, с которой усваиваются знания, умения, на­выки. Совокупность психических свойств, обеспечивающих учебную деятельность, являются способностью к обучению. Для обеспечения практических занятий нужен какой-то минимум мотивации. Совокупность психических, личностных и социальных характеристик, обеспе­чивающих учебную деятельность, формируются в систему обучения.

Любая профессиональная деятельность осуществляется челове­ком, использующим соответствующие способности. Способности -это свойства и качества функциональных психофизиологических сис­тем, обеспечивающих исполнение профессиональной деятельности Такие способности принято называть профессионально-важными ка­чествами (ПВК). Итак, в основе ПВК лежат способности личности, объединенные в систему.

Профессионально-важные качества (ПВК) -это система профессиональных способностей, т.е. свойств личности, сформированных в процессе профессиональной подготовки и обеспе­чивающих успешное выполнение деятельности Профессиональные качества включены в структуру личности, отличаются относительной стабильностью, имеют определенный диапазон индивидуальных раз­личий и многие из них в той или другой степени поддаются компенса­ции. Для различных деятельностей необходимы различные системы ПВК. Способности, проявляющиеся в разных видах деятельностей (например, долговременная память, или аналитическое свойство мыш­ления), выступают как всеобщие ПВК и проявляются в любых профес­сиях. Способности, которые проявляются в конкретных профессиях -специальные ПВК. Узкоспециальные качества, необходимые для вы­полнения конкретной специальности (например, тонкость вкусовой чувствительности на "букет" вина у дегустатора) называются единич­ными ПВК. Любое качество психических процессов и психомоторики может стать ПВК и выступить в роли профессиональных способно­стей.

В процессе обучения профессиональной деятельности система ПВК в ее качественном и количественном составе претерпевает значи­тельные изменения. Этот процесс называется профессионализацией. Процесс профессионализации осуществляется поэтапна В самом об­щем виде таких этапов выделяют четыре,

1. Вхождение в деятельность. На этом этапе учащийся не имеет специальных знаний, навыков и умений. Его деятельность строит­ся на основе инструкции. Собственный опыт отсутствует. Поэтому нет смысла говорить о ПВК активизированы все резервы учаще­гося. Ведущими качествами выступают те, которые связаны с ус­воением и накоплением знаний: анаяитико-синтетическое мышле­ние, долговременная память и восприятие Кроме этого большую роль играет ряд специфических психологических качеств, связан­ных со спецификой деятельности.

2.    Первичная профессионализация На этом этапе ученик приобрета­ет первичный профессиональный опыт. Начинают развиваться ве­дущие ПВК, но пока не связанные в систему. Особенно возрастает роль качеств, ответственных за прием и переработку информации. Деятельность учащегося приобретает черты индивидуального спо­соба выполнения.

3.    Стабилизация. На этом этапе основная, ведущая роль принадле­жит качествам, ответственным за прием и переработку информа­ции (оперативная память, мышление, отдельные свойства воспри­ятия, внимание и ряд профессиональных специфических качеств). Именно они и составляют структуру ПВК на этом этапе. Ряд ка­честв первого этапа выпадают из системы ПВК. Деятельность реа­лизуется в индивидуальном способе и стиле. Ведущими процесса­ми на этом этапе становится прогнозирование и планирование

4.    Вторичная профессионализация Происходит окончательная смена системы ПВК, обслуживающая инструктивный способ выполне­ния деятельности на систему ПВК, реализующую индивидуальный стиль деятельности, т.е. тот способ выполнения деятельности, ко­торый наиболее подходит данной личности. На этом этапе исчеза­ет ведущая роль качеств по приему и переработке информации. Происходит уменьшение общего числа ПВК, но усиливаются свя­зи между ними. Система ПВК приобретает специфичный для дан­ной деятельности и данной личности характер.

Окончание профессионального обучения характеризуется про­хождением всех этапов профессионализации и сформированностью профессиональных способностей.

Существуют базовые механизмы, обуславливающие профес­сионализацию. В частности, имеются устойчивые функциональные связи между отдельными ПВК, сохраняющиеся на всех этапах профес­сионализации. По мере увеличения профессионального опыта увели­чивается и общее число связей между отдельными ПВК Наконец, по мере формирования ПВК в систему, увеличивается и их совместное влияние на деятельность. Все это значит, что формирование одного значимого для деятельности качества неуклонно влечет и развитие другого, связанного с первым. Кроме этого эффективность отдельного ПВК может резко возрастать, если усиливается его связь с другим, значимым для деятельности качеством.. Те качества, которые сохранили свое активное влияние на последнем этапе профессионали­зации, мы и называем, с полным правом, профессионально- важными.

Категория: Психология профессиональной деятельности | Просмотров: 1156 | Добавил: RGB | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar