Среда, 21.11.2018, 07:40     e-mail: info@terra-diploma.ru

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2012 » Май » 22 » Профориентация как комплексная социально-психологическая проблема
14:57
Профориентация как комплексная социально-психологическая проблема

Профориентация (ПО)- не является самостоятельной научной дисциплиной, является прикладной деятельностью. Это система государственных мероприятий: психологических педагогических, юридических, экономических, политических, физиологических и медицинских.

Система мероприятий по ознакомлению с миром профессий, содействию в выборе профессии сообразно желанию, склонностям, интересам с учетом его способностей, возможностей работать в избранной профессии.

Это научно обусловленное управление процессом сознательного самоопределения людей в целях удовлетворения их личностных потребностей в самореализации, труде и общественных потребностей в воспроизводстве трудовых ресурсов.

Это процесс оказания помощи индивиду в изучении профессии и собственных личностных качеств. Профориентация способствует рациональной расстановке кадров, закреплению по месту работы.

 

Профессия (Гуревич)-длительно существующий комплекс трудовых обязанностей.

 

Направления профориентации:

  • Профинформация (отдел кадров, воспитательная работа)
  • Профагитация
  • Профессиональное просвещение (ознакомление с миром профессий)
  • Профессиональная диагностика (отводится только психологу)
  • Проф. консультация – система психолого-педагогических и медицинских мероприятий по изучению возможностей человека с целью выбора профессии согласно желанию, склонностям, способностям человека, возможностям работать в избранной профессии

 

Все эти направления решают четыре группы задач:

1)      Информационно-справочная (просветительская)

2)      Диагностические (цель – помочь самопознанию человека)

3)      Морально-эмоциональная поддержка клиента

4)      Помощь в выборе принятия решения

 

Эти задачи могут решаться на трёх уровнях:

v  Когда проблема решается вместо клиента (позиция клиента – пассивная, субъектом он не является)

v  Вместе с клиентом – через диалог, сотрудничество, взаимодействие

v  Постепенное формирование готовности клиента самостоятельно решать свои проблемы – наиболее высокий уровень.

 

Методы профориентации (построены в соответствии с задачами)

1)      Информационно-справочные (просветительские) – работа с профессиограммами (Профессиограмма -документ, в котором полностью описаны все особенности профессии: данные о процессе труда, сведения о требующейся подготовке, гигиенические и физиологические особенности, мед. противопоказания, сведения о перспективах роста; психограмма профессии- документ, в котором полно описана система требований профессии к психологическим и психофизиологическим качествам чела), справочная литература, информационно-поисковые системы (лидирующая позиция этого метода), профессиональная реклама и агитация (информация должна быть ·оперативной ·достоверной ·привлекательной), экскурсия школьников на предприятия, встречи со специалистами, познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки, учебные фильмы, СМИ)

2)      Психодиагностические (беседа и интервью – открытого и закрытого типа, опросники профессиональной мотивации, профессиональных способностей, личностные опросники, метод наблюдения, психофизиологическое обследование, игровые и тренинговые ситуации, наблюдение в трудовой деятельности и т. д.)

3)      Методы морально-эмоциональной поддержки (группы общения, индивидуальная и групповая психотерапия, личное обаяние профконсультанта, примеры успешного профессионального самоопределения, праздники труда)

4)      Методы оказания помощи в выборе решения (·построение цепочки основных ходов, ·система вариантов, ·альтернативный выбор)

 

В профоринтации: три основных условий эффективности выбора профессии:

а)учет потребностно-мотивационной сферы личности при выборе профессии;

б)учет способностей и др. личностных характеристик чела: темперамент, хар-р, внимание;

в)учет потребностей рынка на каждом конкретном историческом этапе развития общества

 

Формы профориентации:

1) Психологическое изучение профессий: (психологические требования к субъекту труда, классификация профессий, теория интересов Гилфорда (к технике, науке, соц-му благосост-ю, к канцелярскому труду, к торговле, к эстетике), тип деятельности «человек-человек», «человек-техника» и т.д.)

2) Проф. воспитание (формирование и развитие)

3) Профпросвещение: обеспечение формальных знаний о мире профессий, рынке труда, информации о способах и условиях овладения данными профессиями,

4) Профконсультация- система психолого- педагогических и мед. мероприятий по изучению и оценке способностей и функциональных возможностей чела с целью помощи ему в выборе профессии;

5) Профадаптация - приспособление чела к профессиональным, соц. и психологич. факторам трудовой деятельности +  формирование у чела индивидуального стиля деятельности.

 

 

Основные стратегии (способы) профориентационной помощи

Выделяют две группы:

ДОПУСТИМЫЕ

Ø  Тестологическая стратегия – построена на использовании системы тестов, валидных методик для определения способностей человека и помощи в выборе профессии;

Ø  Гуманистическая стратегия – подход основан на мысли, что каждый человек уникален => подбирать методики определения необходимо в индивидуальном порядке

Ø  Информационно-просветительская – профессионально-ориентационная помощь, построенная на информировании клиента. Человек, снабженный полной информацией, способен сам выбрать, что ему ближе;

Ø  Идеологическая стратегия – построена на идеологии государства, - какие специалисты государству необходимы;

Ø  Принудительная стратегия – когда по каким-либо особенностям человека на него накладываются ограничения на конкретные области профессиональной деятельности;

Ø  Активизирующая – её основная цель – чтобы клиент сам стал активным участником в выборе (его активизируют на принятие решения);

Ø  «Частичные услуги» - например, психологи решают одну из проблем клиента – узконаправленная помощь

Ø  Организационно-управленческая считается наиболее оптимальной при построении профориентационной помощи: планомерное оказание помощи в принятии решения по выбору профессии. Задействованы многие организации и специалисты. Со школы, младших классов.

НЕДОПУСТИМЫЕ

Ø  Стратегия обмана – обманывают клиента либо менеджера по подбору кадров, направляя человека на деятельность (сокрытие информации, например, о состоянии здоровья);

Ø  Стратегия самообмана – обманывается сам консультант в принятии решения, вследствие самых различных факторов.

 

Кто занимался этой проблемой:

Климов Евгений Анатольевич;

Н.С. Пряжников 

Категория: к ГОСам | Просмотров: 2484 | Добавил: RGB | Теги: Лекции | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
avatar