Среда, 21.11.2018, 07:40     e-mail: info@terra-diploma.ru

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2012 » Май » 22 » Психические свойства и особенности развития человека в зрелом возрасте
14:55
Психические свойства и особенности развития человека в зрелом возрасте

Свойство — это проявление определенных качеств объектов в процессе их взаимодействия.

 

Зрелостьнаиболее продолжительный период онтогенеза, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности, наиболее социально активный и продуктивный период жизнедеятельности

 

Хронологические рамки условны, индивидуальны, зависят от социально-экономических условий. Нижняя граница – момент завершения юности. Верхняя граница – начало старения.

Исследования ученых показали неоднородность этого процесса, поэтому во многих концепциях развития он разделяется на стадии - молодость, расцвет, собственно зрелость.

Некоторые ученые выделяют 2 стадии зрелости:

1) от21 до 45-50

2)от 45 до 50-60  (Д.Б.Бромлей)

(в др. источниках - 1)35-40\45л. 2)50-55л. )

(Абрамова Г.С. – зрелый возраст – от 36 до 50 лет)

 

Исторически сложилось, что взрослый человек (его психика, личность) является эталоном для сравнения (для детского, юношеского и периода старения).

 

Н.А.Рыбников в 1920-х годах предлагал назвать «акмеологией» специальный раздел возрастной психологии, изучающий закономерности развития взрослого человека. Эта идея воплотилась в последние десятилетия в выделении самостоятельной научной дисциплины акмеологии, исследующей феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, в более узком смысле –  раздел возрастной (онтогенетической) психологии, изучающий зрелую личность.

 

Б. Г. Ананьев  в своей книге «Человек как предмет познания» (1969) подчеркивал, что психология среднего возраста - сравнительно новая отрасль возрастной психологии. Психология зрелости оказалась на перифирии психологического познания. С одной стороны, она оттеснена подходами генетической психологии, для которой зрелость выступает лишь как продукт и своего рода финал индивидуально-психологического развития человека. С другой стороны, геронтология анализирует зрелость как период, в котором сосредоточены истоки процессов старения. Тем не менее, данные из истории изучения взрослости позволили куд6лить произошедшие за последнее столетие явные онтогенетические сдвиги: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека, что привело к расширению диапазона зрелости – с точки зрения ее продолжительности и потенциала.

 

К.Г.Юнг – его очень интересовала «вторая половина жизни» человека. Середину жизни он рассматривал как критический момент, когда происходит «глубинное, удивительное изменение души». Форсированная социализация сменяется линией саморазвития. В зрелом возрасте человек должен осуществить внутреннюю работу самопознания, которую Юнг назвал «индивидуацией». Интеграция различных аспектов личности вокруг самости, обретение гармонии между собой и окружающим миром.

 

В теории ,Э.Эриксона зрелость – это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе. Главные линии развития человека средних лет – это генеративность, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность – стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнадушным гражданином, верным другом, опорой близким. Работа и забота – добродетели зрелых людей. Если личность оказывается «успокоенной» в каком-то отношении, то начинается застой и деградация, которые проявляются в инфантильности и самопоглощенности – . излишней жалости к себе, в потакании своим прихотям. Успешное разрешение конфликта между неуспокоенностью и застоем в установке на преодоление проблем и трудностей, а не в бесконечном сетовании на них.

 

В гуманистической псизологии (Маслоу, Олпорт, Роджерс) центральное значение придавалось процемму самореализации, самоактуализации взрослого человека.

Г.Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполне осознанно.

 

Познавательные способности человека в зрелом возрасте

В психологии изучение зрелости представлено исследованиями динамики интеллектуальных и творческих способностей, изменений ведущих мотивов, интересов, поисков закономерностей развития личности.

Долгое время считалось, что зрелость – это стабильный возрастной период, прекращение процессов развития. Известный швейцарский психолог Э. Клапаред еще в 20-х годах ХХ века называл взрослость «психической окаменелостью».

В. Джемс – после 25 лет взрослые не могут продуцировать ничего нового, т.к. «бескорыстная любознательность» проходит; умственные связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана.

Комплексное исследование психофизиологической эволюции взрослого человека (1960е гг, под руководством Б.Г. Ананьева) выявило следующие особенности механизмов развития психических функций:

В период 30-33 года наблюдается высокое развитие внимания, памяти, мышления, которое снижается к 40 годам. После 35 лет уменьшается возможность новообразований под влиянием усиливающейся жесткости связей между функциями. В микропериод 41-50 лет отмечается статистически значимое снижение уровневой оценки мышления по сравнению с 36-40 годами. Средний максимум творческой активности для многих специальностей наблюдается в 35-39 лет.  Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают: уровень образования, вид профессиональной деятельности, характер трудовой деятельности (наличие компонентов творчества и т. д.) Помимо сохранения, происходит качественное преобразование структуры интеллекта взрослого человека. Доминирующее место занимает обобщение на словесном материале. Новая возможная стадия развития интеллекта – способность самостоятельно ставить проблемы; способность к собственным суждениям и умениям выбирать собственную линию поведения, т. е. развитая индивидуальность.

Эти изменения в инлеллектуальной сфере связаны с различиями становлении и функционировании 2-х видов интеллекта:

1) «кристализованного» - тенденция к более полному раскрытию во 2-ой половине жизни.

2)"подвижного" (текучего) - его возможности с возрастом снижаются. Этим также объясняется факт наиболее высокой творческой продуктивности в зрелом возрасте (от 20 - до 40 лет).

            Эббингауз – исследовал память: выделил 3 этапа в развитии:

до 25 л.– развитие; 25-50 л.– неизменная память; после 50 л.– ухудшение процессов памяти

Проблему психического развития изучала также Степанова Е. А.

В зрелом возрасте отсутствует ведущий психический процесс, но некоторые психические процессы обуславливают функционирование других, но ведущими не являются. Например,

 

женщины

мужчины

Пик интеллектуальной активности

К 30 годам

К концу зрелого возраста

Главным психическим процессом становится внимание

30-35

35-40

Ведущий психический процесс - мышление

35-40

30-35

!!Профессия накладывает отпечаток на уровень интеллекта (творческий фактор)

Т.О.: расцвет и спад различных когнитивных функций совпадают по времени:

·        с возрастом постепенно ослабевает кратковременная память,

·        а к 30-35 годам - снижение оперирования новой информацией,

·        но растет общая осведомленность, углубляется и расширяется содержание знаний человека.

·        появляется способность к адекватному и гибкому формированию и изменению схемы ситуации, системы понятий.

 

Ведущий тип деятельности – труд. Зрелость связывают с воспроизводством и творчеством в системе общественных деятельностей и творчеством в системе экзистенциальных ценностей. Определяющим для развития личности в зрелости является стремление к наиболее полной самореализации в разных сферах жизни- профессиональной, семейной, творческой. Высокая продуктивность и удовлетворенность результатами собственной деятельности - чувство полноты и смысла жизни.

 

 

Особенности психического развития:

1)Складывается устойчивая направленность личности (Кулагина)

- Гедонистическая направленность (направленность на получение удовольствия);

- Эгоистическая направленность (собственные интересы превыше всего)

- Духовно-нравственная направленность.

2)Выделяют 2 сферы реализации личности: семья, профессия, дружба. С этими сферами связаны кризисы в этом возрасте. В поздней зрелости и пожилом возрасте влияние на самооценку и степень удовлетворенности человека жизнью оказывают повзрослевшие дети. Их успешность может стать мощным подтверждением самоактуализации человека, придать смысл его жизни.

 

Кризисы возрастного периода: существование их было доказано мн. исследованиями, однако их содержание изучено значительно меньше. Кризисы зрелости связаны с переосмыслением ценностей и целей жизни, появлением новых мотивов.

Отличия нормативных кризисов взрослости от детских кризисов:

·        В зрелом возрасте перечень основных деятельностей нередко остается постоянным, в отличие от периода детства, когда происходит периодическая смена ведущих деятельностей;

·        Глубокие изменения происходят внутри самих основных деятельностей взрослого человека, в их соотношении между собой;

·        Кризисы зрелости возникают реже, с большим временным разрывом (7-10 лет), они гораздо в меньшей степени привязаны к определенному хронологическому возрасту и более тесно зависят от социальной ситуации, личных обстоятельств жизни;

·        Развитие в интервалах между кризисами происходит более сглажено, хронологические рамки достаточно условны,

·        Кризисы зрелости проходят более осознанно и более скрытно, недемонстративно для окружающих, без выраженных изменений в поведении;

·        Выход из кризиса, его преодоление связано с необходимостью собственной активной внутриличностной работы; решающая роль в становлении личности во всей ее полноте и уникальности принадлежит самому человеку.

Несколько кризисов развития личности. Все эти кризисы – кризисы самосознания.

Кризисы носят затяжной характер. Хронология возникновения и острота прохождения варьируют от обстоятельств. Движущая сила – внутреннее стремление к росту и самосовершенствованию, также имеет значение ряд внешних факторов, действующих по принципу «пускового крючка» (изменение здоровья, смена социальных условий и т. д.)

30 лет

Кризис плана жизни. Расхождение между областью наличного и областью возможного, желаемого, переживаемый в виде беспокойства и сомнений. Связан с коррекцией плана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье. Пытаясь преодолеть неприятные чувства, человек приходит к переоценке прежних выборов – супруга, карьеры, жизненных целей. Часто наблюдается тенденция к коренной смене образа жизни, однако без личностной перестройки, без углубленной рефлексии это может оказаться лишь «иллюзорными» путями выхода из кризиса

35 –

40 лет

Кризис середины жизни. Первый признак – изменение отношений к тому, что раньше казалось важным, значимым, интересным, или напротив – отталкивающим. Кризис идентичности – переживание чувства нетождественности самому себе, того, что стал совсем иным. Проблема убывающих физических сил, привлекательности – жесткий удар по самооценке и Я-концепции. Период от 30 до 40 – «десятилетие роковой черты». Подведение предварительных итогов, когда сравнивают мечты и представления о будущем, созданные в юности, и то, чего удалось достичь реально. Сомнения в правильности прожитой жизни рассматриваются как центральная проблема данного возраста. По мнению Э. Эриксона, кризис среднего возраста связан с рефлексией, анализом достижений и ошибок, допущенных в прошлом, а т.ж. с оценкой своих возможностей самореализоваться в оставшийся отрезок жизни.

Нахождение новой цели, значимой и одновременно реалистичной, выстроить новую структуру жизни и новую теплоту отношений. У людей, успешно преодолевших кризис, после 50-60 лет отодвигаются повседневные проблемы, расширяются горизонты. Неразрешенность кризисных переживаний, отказ от активности обновления возвращают кризис с новой силой к 50 годам. Тогда в будущем – цепляние за административную позицию, а молодые рассматриваются как угроза своему положению.

50 лет

Предпенсионный кризис. Изменение мотивационных устремлений и выработка нового отношения к жизни.

Специфика возрастных кризисов женщин в отличие от мужчин (Г.Шихи): Этапы жизненного пути женщин в гораздо большей степени связаны со стадиями и событиями семейного цикла: заключение брака, появление детей, взросление и обособление детей и т. д.

 

По мнению А.А.Бодалева, прогресс саморазвития взрослого человека предполагает следующие новообразования:

  1. Изменения в мотивационной сфере с усиливающимся отражением общечеловеческих ценностей;
  2. Возрастание интеллектуального умения планировать а затем практически осуществлять деяния и поступки в соответствии с названными ценностями;
  3.  Появление большей способности мобилизовывать себя на преодоление трудностей объективного характера;
  4. Более объективное оценивание своих сильных и слабых сторон, степени своей готовности к новым, более сложным деяниям и ответственным поступкам. Существенный момент – гетерохронность появления новообразований, взаимосвязь в их развитии, когда появление одних является условием развития других или достижения ими более высокого уровня.

Также среди основных личностных новообразований зрелого возраста называют:

1)      Принятие на себя полноты ответственности, потребность в заботе о других

2)      Освоение и реализация супружеских и детско-родительских отношений

3)      Построение стратегии жизни

4)      Формирование смысла жизненных решений

5)      Расширение ролевых позиций, профессиональное самосовершенствование

Категория: к ГОСам | Просмотров: 8611 | Добавил: RGB | Теги: Лекции | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar