Среда, 21.11.2018, 07:43     e-mail: info@terra-diploma.ru

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2012 » Май » 18 » Психологический анализ развивающих функций традиционной и инновационной стратегий образования
13:25
Психологический анализ развивающих функций традиционной и инновационной стратегий образования

Образование- целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных образовательных уровней-цензов, -как создание образа мира(процесс), -некоторая завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью(аттестат, диплом). Под содержанием образования В.С.Леднев понимает содержание триединого целостного процесса, который характеризуется:

1)Усвоением опыта предшествующих поколений.

2)Воспитанием типологических качеств Л-ти.

3)Умственное и физическое развитие.

Образование-это акт передачи ЗУН, т.е. обучение.

 

Любое обучение носит развивающий характер!!

(репродуктивный и продуктивный уровни)

Сложилось два типа обучения:

I – традиционная стратегия. Ведет свое начало от Яна Амоса Каменского.

Гербарт: ассоциативно-рефлекторная теория. Состоит из 4х последовательных ступеней:

Ясность

Ассоциация

Система

Метод

Эта теория и есть суть современного традиционного обучения.

Восприятие

Это четыре этапа современной стратегии традиционного образования.

В них нашли отражение четыре ступени Гербарта.

Осмысление

Закрепление

Применение

В традиционно стратегии образования основной упор делается на память;

То есть традиционное обучение тоже выполняет развивающую функцию.

Умения – это закрепленные способы применения знаний на практике

II – инновационная стратегия

Идея – инновационная модель. Две позиции: проблемность и рефлексия (осознание и оценивание своих действий).

Главным элементом становится мышление

В основе- идея С.Л.Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. Поэтому проблемное обучение раскрывается через постановку(учителем) и разрешение(учеником) проблемного вопроса, задач и ситуаций. Проблемная ситуация в проблемном обучении предполагает, что субъект хочет разрешить трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Идея разветвленного программирования Кроуди, Скиннер.

 

Особенно касаемо Высшего образования:

Актуальным является инновационный подход, связанный с аксеологическим подходом – т..е. ценностно-смысловым отношением к формированию знаний. Обусловлено гуманистической проблемой образования. Человек – творец, идея культуротворчества.

Субъект-субъектные отношения!!!

Болонская декларация – человек сам определяет уровень степень, объем своих профессиональных знаний.

Поменялась и формулировка конечного продукта образования:

Традиционная:

Инновационная

ЗУН

компетентности

ВО энциклопедическое

ВО культуротворческое

 

Согласно инновационной модели, человек сам выбирает пакет необходимых ему учебных дисциплин.

Цель – формировать не ЗУНы, а компетентности. Компетентность предятавляет собой способность человека видеть проблемы, правильно их формулировать и профессионально решать. Это готовность эффективно осуществлять учебно-познавательную деятельность, как решение значимых учебных и жизненных проблем. Умелость достигается благодаря включению опыта взаимодействия с субъектами и объектами учебного процесса. Профессиональная компетентность – это результат образования, представленный не как сумма усвоенной информации, а как готовность действовать эффективно со знанием дела в различных проблемных ситуациях.

Зимняя выделяла следующие базовые ценности:

Человек;

Жизнь;

Трудовая деятельность;

Знания, наука, искусство, семья;

 

На их основе – формировать ключевые компетентности.

По методичке Веры Ивановны: информационная, Ии тд

 

Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины).

Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг. ХХ в. американским психологом Б. Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники. Объективно программированное обучение отражает применительно к сфере образования тесное соединение науки с практикой, передачу определенных действий человека машинам, возрастание роли управленческих функций во всех сферах общественной деятельности. Для повышения эффективности управления процессом учения необходимо использовать достижения всех наук, имеющих отношение к этому процессу, и прежде всего кибернетики - науки об общих законах управления.

Сегодня под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации ("кадров", файлов, "шагов"), подаваемых в определенной логической последовательности.

В программированном обучении учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка усвоения. Доза усвоена - переход к следующей. Это и есть "шаг" обучения: предъявление, усвоение, проверка.

Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на: а) линейные, разработанные Скиннером, и б) разветвленные программы Н. Краудера.

(а) – учащийся делает «шаги» в том порядке, в котором они предусмотрены программой.  Линейные программы рассчитаны на безошибочность шагов всех учащихся, т.е. должны соответствовать возможностям наиболее слабых из них. В силу этого коррекция программ не предусмотрена: все учащиеся получают одну и ту же последовательность кадров (заданий) и должны проделать одни и те же шаги, т.е. двигаться по одной и той же линии (отсюда название программ - линейные).

(б) - кроме основной программы, рассчитанной на сильных учащихся, предусматриваются дополнительные программы (вспомогательные ветви), на одну из которых направляется ученик в случае затруднений. Разветвленные программы обеспечивают индивидуализацию (адаптацию) обучения не только по темпу продвижения, но и по уровню трудности. Кроме того, эти программы открывают бόльшие возможности для формирования рациональных видов познавательной деятельности, чем линейные, ограничивающие познавательная деятельность в основном восприятием и памятью.

Контрольные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов, в числе которых обычно один правильный, а остальные неверные, содержащие типичные ошибки. Обучаемый должен выбрать из этого набора один ответ. Если он выбрал правильный ответ, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы. Если же он выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме.

Кроме этих двух основных систем программированного обучения разработано много других, в той или иной степени использующих линейный или разветвленный принцип или оба эти принципа для построения последовательности шагов обучающей программы.

Категория: к ГОСам | Просмотров: 2707 | Добавил: RGB | Теги: Лекции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar