Среда, 26.09.2018, 12:52     e-mail: info@terra-diploma.ru

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2011 » Декабрь » 5 » Психология девиантного поведения как наука
22:58
Психология девиантного поведения как наука

Психология девиантного поведения (ПДП) - междисциплинарная область научного знания, изучающие механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов, отклоняющихся от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии.

ДП может быть как на базе психопатологии, так и без признаков психопатологии.

Предмет ПДП - отклоняющееся от разнообразных норм реакции, психические состояния и развитие личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и/или нарушений самоактуализации и принятия себя.

Поведенческая патология (Ганнушкин) - склонность к дезадаптации, тотальный и стабильный.

Поведенческая/психическая патология может быть обусловлено психопатическими проявлениями (симптомами и синдромами) а может базироваться на патологическом характере, сформированный в процессе социализации.

Норма - такое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но несуществующей в ней. То, что не соответствует норме обозначается «отклонением».

Подходы к оценке поведенческой нормы

1.     Социальный - базируется на представлении об общественной безопасности/опасности поведения человека. Упор на соц. одобрение, стандарты, безконфликтность, комфортность, подчинение личностных интересов общественным. Ориентация на внешние формы адаптации.

2.     Психологический - рассматривает ДТ в связи с внутренними межличностными конфликтами, деструкцией и саморазрушением личности, блокировка личностного роста, дезадаптации личности.

3.     Психиатрический - рассматривается девиантные формы поведения как доболезненное/преморвидное формирование психическийх расстройств и заболеваний, не достигших, однако, патологической выраженности, т.е. не в полной мере способствуют общепринятым критериям для диагностики симптомов/синдромов, обозначается: «расстройство».

4.     Этнокультурный - ДП рассматривается сквозь призму традиций сообществом людей, причем, девиантная форма может не согласовываться с традиционными нормами микросоциума человека (неспособен адаптироваться к новым условиям).

5.     Возрастной аспект - с позиции возрастных норм.

6.     Гендерный подход - девиантным считается гиперролевое поведение, инвентирование шаблонов гендерного стиля, изменение сексуального предпочтения и ориентаций.

7.     Педагогический подход - объем знаний ребенка несоответсвующий стандарту педагогического возраста.

8.     Профессиональный подход - диктует членам строго определенные формы реагирования и поведения в тех/иных ситуациях. Несоответствие требованиям считается девиацией.

9.     Феноменологический подход - принцип понимающей психологии.

Соц. норматив - систем требований, которое общество предъявляет к психологическому и личностному развитию каждого из его членов. Эти требования реальны, присутствуют в образовательных программах, характеристиках, общественных решениях. Они историчны, носят гео- социо- этнический характер. Меняются вместе с развитием общества.

Условно-нормативное поведение - некий «коридор», границы которого определяются действующими конкретными местом и временем соуиально-психологических нормативов.

Отклонение развития - любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы» развития, вне зависимости от знака «+» или «-» выход социально-психологического норматива.

ДП - система поступков или отдельные поступки, противоречащим принятым в обществе нормам. Проявляются в виде несоблюдения правил, психических процессов неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде отклонения от нравственного/эстетического контроля над собственным поведением.

Характеристика норм и гармоничного поведения сбалансированных психических процессов на уровне свойств темперамента, адаптивность и самоактуализацию на уровне характерологических особенностей и духовность, ответственность и совестность на личностном уровне.

Категория: Клиническая психология | Просмотров: 2178 | Добавил: RGB | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar