Среда, 21.11.2018, 07:44     e-mail: info@terra-diploma.ru

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2012 » Май » 18 » Развитие психологических знаний в рамках учения о душе и философских учений о сознании
13:30
Развитие психологических знаний в рамках учения о душе и философских учений о сознании

Всю историю психологии можно подразделить на дв больших периода: это донаучный период, и развитие психологии как самостоятельной науки(после Вундта). Именно донаучный период можно подразделить на психологию как развитие науки о душе (5-6 век до н. э. – начало 18 века), и этап развития психологии в рамках учения о сознании (начало 18 века – до кризиса (10е гг 20 в)).

Философия развивается в рамках:

- Материализма – Демокрит, стоики: материальность души. Она есть форма живого органического тела. Суть тела. Неразделимы – со смертью тела умирает и душа.Демокрит – автор атомистического материализма. Согласно его идеям, все состоит из двух начал: бытия и небытия. Атомы – мальчайщие, необычно подвижные частицы. Душа – причина движения тела. Душа материальна и состоит из атомов. Она смертна и уничтожается вместе с телом, вне тела она не существует. Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая возникла в VI в. до н.э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Верши­ной античного материализма был атомистический ма­териализм, Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа материальна и состоит из самых мелких, круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа, как и огонь, состоит из этих атомов: она — это атомы огня по своей форме и активности. Когда мелкие частицы проникают в тяжелые, они вследствие того, что по своей природе никогда не бывают в покое, двигаясь, приводят тело в движение, становясь душой этих тяжелых тел. Таким образом, душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Демокрит приписывал душе движения в материальном смысле как пространственное переме­щение. Когда сложные тела распадаются, тогда ма­ленькие выходят из них, рассеиваются в пространстве и пропадают. Значит, душа смертна и уничтожается вместе с телом. Когда мы дышим, мы втягиваем в себя частицы, составляющие душу, которые находятся в большом числе в воздухе; выдыхая, мы выбрасываем какую-то часть нашей души. Таким образом, душа не­прерывно материально обновляется с каждым дыхани­ем. Демокрит считал, что душа принадлежит всем, да­же мертвому телу, но только у него очень мало души. Так Демокрит приходит к панпсихизму: все — и расте­ния, и камни — имеет душу.

Болезнь — это изменение пропорции атомов. В старости число подвижных атомов уменьшается. В ор­ганах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены для внешнего вос­приятия. Особенно благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу: он — место высших душев­ных функций, способности к познанию. Органом бла­городных страстей является сердце, чувственных жела­ний и вожделений — печень. Таким образом, Демокрит дает естественное понимание души. Душа выступает продуктом организации тела, а не является изначаль­ным принципом. Она не существует вне тела. Характерно, что, отличая душу от тела, Демокрит считает ее телом, хотя и осо­бым телом. Античному материализму свойственна ма­териализация души: душа не только рассматривается в единстве с телом — в этом состоит признак всякого ма­териалистического учения о душе, но сама является те­лом. При этом аргументом в пользу материальности души служит следующее рассуждение: если душа дви­жет телом, значит, она сама телесна, поскольку меха­низм действия души на тело мыслился как материаль­ный процесс по типу толчка. Доводы в пользу телес­ности души подробно развивает Лукреций.

Эпикур, Лукреций,  а также стоики  продолжили разработку представлений Демокрита о душе. По Эпи­куру, душу имеют только те существа, которые могут ощущать.    Стоики   выделяли   восемь   частей   души: управляющее начало (разум у человека или инстинкт у животных), от нее «происходит семь других частей ду­ши, распространяющихся по телу наподобие щупалец осьминога. Пять из этих семи частей души составляют чувства: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Из остальных частей одна называется воспроизводящей; она пневма, распростра­няющаяся от управляющей части до детородных орга­нов. Другая часть — это то, что Зенон называл голосом; она пневма, распространяющаяся от управляющей час­ти до горла, языка и других органов речи. Управляю­щая часть помещается, словно в мироздании в нашей шарообразной голове»1. В учении стоиков о душе про­является рационализм, свойственный их мировоззре­нию в целом: разум является ведущей высшей частью души. Лукреций различает дух и душу: дух называется еще умом, он — душа души.

Детерминизм – на все своя причина. Стоики смешивали стремления и чувствования в поня­тии аффекта и внесли большой вклад в учение об аф­фектах.

Аффекты — это чрезмерные противоразумные и противоестественные движения души, связанные с не­правильными представлениями о вещах. К отдельным аффектам они также применяли определение «неразумное», например, желание — неразумное воз­буждение, — неразумное наслаждение, скорбь — нера­зумное душевное сжатие и др.

- Идеализма – Платон. – родоначальник идеалистической традиции в психологии. Центральное – учение об идеях. Идеи – это истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, не осуществленное в какой-либо субстанции. Идеи суть образцы, вещи – из подобия. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром вещей и идей. Индивидуальная душа – как истечение мирового универсального духа. Природа души сродни природе идей. Существует вместе с телом, она бесконечно выше тела, может властвовать над ним. Но душа бессмертна, неразложима. Душа предстает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей. Душа существует прежде, чем она вступит в соединение с телом. Душа и тело должны соответствовать друг другу. Различает 9 разделов душ, каждая из которых соответствует определенному человеку.  Есть некая мировая душа, это то первобытное состояние, в котором есть душа перед вселением в тело. С рождением тела душа вселяется в него, со смертью тела душа не умирает, а возвращается вновь в сове первобытное состояние и становится частью мирового духа. Лишь тело разложимо, тленно, смертно.

По Платону, существуют три начала человеческой души:

1)      Низшее начало, - вожделеющее неразумное начало. Обладание этим началом позволяет удовлетворить телесные потребности. Оно присуще всем живым существам.

2)      Разумное начало – противодействует стремлениям вожделеющего начала;

3)      Яростный дух – это благородные стремления.

Все стороны души должны находиться в гармоничном отношении друг к другу, при господстве разумного начала.  В сновидениях – борьба между началами души. Идея бессмертия души.

Аристотель, «Трактат о душе». Душа есть форма живого органического тела. Душа делает тело живым; в душе – причина, т. е. основа всех проявлений живого тела – рост, дыхание, чувствование – все это обусловлено душой. Человек душой чувствует, переживает. Тело и все его органы находятся на службе у души. Душа как форма тела означает, что она есть суть тела, причина и цель всех его действий. Все эти характеристики души Аристотель объединил в специальном понятии «Энтелехии». Душа неразрывно связана с телом, она и есть форма активности тела. Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями. Хотя душа бестелесна, ее носителем является пневма, вырабатыаемая в крови. Орган души – сердце. Мозг выполняет вспомогательную функцию – охлаждает кровь. Критиковал Платона за деление души на части, разделенные по их локализации в теле. Классифицировал три ступени жизни – растительную, животную, человеческую. Первые две понимались материалистически. Разумная душа – отделима от тела, идеальна, ее сущность божественна. После смерти она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства.

 

Античные взгляды о душе господствовали вплоть до XVIIвека.

В XVII веке Декарт, Своим учением о сознании, рссматриваемом в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него Аристотелевского учения о душе. Рассматривая соотношение души и тела, приходит к новому пониманию психики.  Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое – духовное – бытие, в противопоставление телу и всему внешнему миру. Ввел понятие рефлекса. В системе Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души». Декарт, избирая новый способ исследования, отказывается от объективного описания  Я и обращается только к рассмотрению своих мыслей (сомнений), т. е. субъективных состояний.

Избрал первым шагом к истине сомнение во всем. Сомневается в достоверности чувственного мира. (Античность: ощущения не могут возникнуть из ничего, должен быть раздражитель => ощущение истинно и правдоподобно). Сущность Я: отклоняются восходившие к Аристотелю представления о «Я» как состоящем из души и тела. Нет теоретического доказательства в обладании ими. Они не необходимы для «Я». Если отделить все сомнительное, не оствется ничего кроме самого сомнения. Но сомнение – это акт мышления. => от сущности «Я» неотделимо только мышление. Под словом мышление Декарт понимает все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем непосредственно сами собой, и поэтому не только понимать, желать, воображать, но даже чувствовать означает то же, что и «мыслить». Широкое значение. Мыслительная деятельность плюс эмоциональные процессы.  Вопрос – что же есть я?=> акт сомнения=>оно элемент мышления =>мышление неотделимо от «Я». Психика есть то, что дано личному сознанию. Сознание не имеет степеней. Сопоставление телесной и духовной субстанции привело Декарта к выводу о «полнейшей разнице, существующей между душой человека и его телом». Тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Их независимое существование. Душа полностью разделима с телом и может существовать без него. Новизна подхода Декарта: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях научного исследования.

Взгляды Декарта и введение им понятия сознания как критерия психики, решающим образом повлияли на развитие психологии в XVIIIXIX веках.

в XVIIIXIX веках в центре внимания находятся проблемы эмпирии, проблемы опытного познания, с помощью механизма ассоциации. Ассоциациативная психология становится единственным направлением в развитии психологических взглядов вплоть до начала ХХ века.

Новое решение проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ-материалист Бенедикт Спи­ноза. По оценке Гегеля, он снял дуализм, имеющийся в философии Декарта. Главное сочинение — «Этика». В отличие от Декарта, Спиноза разработал монистическое учение. Есть одна субстанция. Он определяет ее как то, что существует само в себе и представляется само через себя. Она в самой себе содержит необходимость существования. «Существование субстанции и ее сущность — это одно и то же». В отличие от отдельных вещей, она ничем не производится, она не сотворена, существует в силу самой себя, а не в силу другого какого-нибудь существа, она вечна, бесконеч­на, одна, в отличие от множественности конкретных вещей. В ней нет целей, она действует только по необ­ходимости, т. е. в соответствии с объективными зако­номерностями. Каждое из этих положений доказыва­ется в теоремах. Субстанцию Спиноза называл Богом или природой: Если Декарт объясняет существование материи актом божественного творчества, Спиноза утверждает, что природа не нуждается в первоначаль­ной причине. Это материализм.

Для человека познаваемы только два атрибута — протяжение и мышление: «...субстан­ция мыслящая и субстанция протяженная составляют одну и ту же субстанцию, понимаемую в одном случае под одним атрибутом, в другом — под другим».

 Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представ­ляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом — протяжения. Поэтому порядок и связь состо­яний тела, происходящих под влиянием взаимодей­ствия с другими вещами, сообразны с тем, в каком порядке и связи располагаются в душе представления и идеи вещей в виде представлений, ощущений, воли и других психических процессов.

Так Спиноза разрешил дуализм Декарта. В отличие от Декарта, человеческое мышление он считал есте­ственным свойством, проявлением мышления как ат­рибута всей субстанции. Протяженность и мышление не воздействуют друг на друга (как у Декарта), а соот­ветствуют друг другу и в этом соответствии неотдели­мы друг от друга и от субстанции.

У Спинозы есть указания на разную степень со­вершенства животных и человека. Из этого следует, что мышление как атрибут субстанции нельзя представлять по образцу и подобию человеческого мышления. Чело­веческое мышление — это частный случай мышления как атрибута субстанции.

Спиноза выделяет три основные аффекта: жела­ние, удовольствие, неудовольствие. Подчеркиваются их различия в зависимости от объектов, со стороны кото­рых человек подвергается воздействиям. Из первичных аффектов образуется все многообразие страстей на основе трех принципов: путем изменения нашего пред­ставления о предмете, через сопереживание, по ассо­циации.  Аффекты определяют действия и поступки человека. По своей силе и ценности аффек­ты неодинаковы. Есть аффекты, приносящие пользу,— удовольствие, веселость и т. п.— они увеличивают способности тела. Есть аффекты, приносящие вред,— сострадание, ненависть и т. п.— они угнетают челове­ка. Но независимо от этого различия все аффекты вводят человека в заблуждение и ставят его в зависи­мость от вещей. «Человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов я называю рабством. Ибо человек, подверженный аффектам, уже не владеет сам собой, но находится в руках фортуны, и притом в такой степени, что он, хотя и видит перед собой лучшее, однако принужден следовать худшему».

Система Спино­зы — материалистический монизм. Субстанция протя­женная и она же может мыслить. Нет особой духовной субстанции. Однако проблему соотношения материи и мышления Спиноза не мог разрешить до конца. Един­ство материи и мышления мыслится вечным. В связи с этим возникают трудности с ответом на ряд вопросов: всякое ли проявление субстанции имеет душу, какова функция (необходимость) психики и др.

 

Спиноза. Человека как конечная вещь или частичка субстанции. Духовное и материальное, психическое и телесное – есть два атрибута единой субстанции. Существует мыслящее тело.

Взгляды Спинозы и Декарта => психофизический вопрос.

Пути решения психофизического вопроса:

  1. Психифизический параллелизм:
  2. Принцип психофизического взаимодействия
  3. Принцип психофизического дополнения.

 

Психология как наука о сознании развивалась вплоть до начала ХХ века, до кризиса ее как науки о сознании.

 

Идеалистические воззрения возникают вновь и во времена Средневековья, Возрождения. Но приобретают более схоластический, метафизический характер. С начала XVIII века – учение Декарта, впервые сознание рассматривается как предмет психики => сознание как категория психологии.

XVIIIXIX век – ассоциативная психология – признает сознание как предмет; метод – интроспекция. Этот метод усовершенствуется, изменяется. Описан с научной точки зрения впервые именно Декартом. До XVIII века классическая психология развивалась именно как учение о сознании; - прекратила существование в начале ХХ века – в период открытого кризиса, который явился кризисом психологии как науки о сознании.

 

Категория: к ГОСам | Просмотров: 4520 | Добавил: RGB | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar