Среда, 19.12.2018, 03:20     e-mail: info@terra-diploma.ru

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2014 » Октябрь » 15 » Развитие русской психологической мысли в XIX в. (Герцен, Добролюбов, Чернышевский)
21:11
Развитие русской психологической мысли в XIX в. (Герцен, Добролюбов, Чернышевский)

Время кризиса феодализма. В рамках философии развивалась умозрительная идеалистическая психология.

Сложные вопросы о природе психики и задачах психологии поднимал Александр Иванович Герцен. Психика— это особая функция мозга, отличная от функций других органов, например, пече­ни и т. п. У физиологии и психологии разные задачи: задача физиологии — изучение организма, психология же уходит совсем в другой мир. Попытки преодолеть механистическую ограниченность в понимании психи­ки связаны с идеями Герцена о качественном своеоб­разии человеческой психики, в отличие от психики жи­вотных, причина которого — в историческом разви­тии человека.

Поэтому ψ, отправляясь от физиологии, должна также основываться на филосо­фии и истории. Герцен материалистически реша­ет проблемы психологии познания, развивает идеи о соотношении разума и чувства, критикует индивиду­алистический подход к мышлению в сенсуалистичес­ких концепциях Локка и Кондильяка.

Важное место в системе его психологических взглядов занимали про­блемы личности. Личность — не пассивный продукт среды. Идея о «деянии» как суще­ственном факторе духовного развития человека. Осо­бенное внимание проблеме свободы воли. Отка­зывается от идеалистического догмата о «свободной воле», ни от чего не зависящей и ничем не определяе­мой. Также неприемлем и абсолютный физиологичес­кий детерминизм. «Действие, несомненно, является функцией организма, но оно не является обязательным и непроизвольным, подобно дыханию или пищеварению. Физиология разлагает сознание свободы на его состав­ные элементы, упрощает его». Указал на социально-историчес­кую обусловленность высших проявлений личности, в том числе воли – свобода располагать своими действиями в границах своего сознания.

Николай Александрович Добролюбов выступил с последовательной критикой дуализма, ут­верждая взгляд на человека как на одно целое, нераз­дельное существо. Выступал против вульгарного материализма, который «...унижает высокое значение духовной стороны человека, стараясь доказать, будто душа человека состоит из какой-то тончайшей материи». Обосно­вывал взгляд на психические процессы как детерми­нированные, имеющие причину во внешнем мире.

Психологические взгляды Николая Гавриловича Чернышевского строились на основе принципов философского материализма в его антро­пологической форме.

Сущ­ность антропологического подхода: «на человека надоб­но смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы рассматривать каждую сторону д-ти человека как д-ть или всего его организма, или, если она оказывается специальным отправлением какого-нибудь особенного органа в человеческом организме, то рассматривать этот орган в его натуральной связи со всем организмом».

В то же время в человеке два рода явлений: материальные (человек ест, ходит) и нравственные (он думает, желает).

Разделял понятия характер (определяется условиями жизни, воспитания и поступками человека) и темперамент (обусловлен природными факторами, но и подвержен влиянию соц. условий). Понятие "народный характер" – нац. отличия стираются в условиях классового разделения общества.

Мышление, память, воображе­ние принадлежат личности и должны рассматривать­ся в связи с деятельностью человека в соответствии с определенной потребностью.

Категория: История психологии | Просмотров: 743 | Добавил: RGB | Теги: Ответы на вопросы к экзамену, история психологии, Лекции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar