Суббота, 18.08.2018, 18:04     e-mail: info@terra-diploma.ru

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2011 » Декабрь » 4 » Становление отечественной психологии развития в XIX – XX вв. (ЧАСТЬ 1)
13:09
Становление отечественной психологии развития в XIX – XX вв. (ЧАСТЬ 1)

Начальные этапы становления возрастной и педагогической психологии в России относятся ко второй половине ХIХ века.

Для российской культуры дореволюционного периода была органична идея гуманизма, идея интереса к внутреннему миру человека, в т. ч. ребенка (достаточно вспомнить «Детство», «Отрочество». «Юность» Л.Н. Толстого, «Детские годы Багрова внука» СТ. Аксакова и многое другое). Политические и экономи­ческие реформы 60-х гг. XIX в., подъем культурной и научной жиз­ни, всплеск интереса к просвещению и надежд, связанных с образо­ванием, привели к осознанию необходимости построения научной теории воспитания и обучения. Постоянным вниманием в отечест­венной психологии пользовались проблемы формирования нравст­венного мира личности.

Ученые этого периода Н.И. Пирогов. К.Д. Ушпнский, П.Д. Юр-кевич, Н.Х. Вессель подняли вопрос о широком комплексном меж­дисциплинарном (психологическом, физиологическом, медицинском и др.) изучении ребенка и научных основах руководства его развити­ем. Н.И. Пирогов первым обратил внимание на то, что дело воспита­ния имеет не прикладной, а философский смысл — воспитания человеческого духа. Человека в человеке. Он настаивал на необходимости признания, понимания и изучения своеобразия детской психологии. Детство имеет свои законы, и их надо уважать: «Если дети не имеют ни силы, ни способов нарушать законы нашей жизни, то и мы не имеем права безнаказанно и произвольно ниспровергать столь же определен­ные законы мира детей». Был дан мощный толчок изучению возрас­тных особенностей детей, выявлению условий и факторов, обусловли­вающих детское развитие.

В этот период были сформулированы принципиальные положе­ния возрастной и педагогической психологии как самостоятельных научных дисциплин, обозначены проблемы, которые должны быть исследованы, чтобы поставить педагогический процесс на научную почву. Среди важнейших направлений: изучение общих законов, закономерностей детского развития и индивидуальных различий между детьми: выяснение значения природных предпосылок и воз­можностей воспитания; разработка методов познания, учитываю­щих специфику психики ребенка.

В 70—80-х гг. XIX в. складываются два типа исследований: на­блюдения родителей за своими детьми (дневники развития ребенка) и наблюдения ученых за детским развитием (по определенной про­грамме). Проводится изучение взаимосвязи психического и физи­ческого развития ребенка, анализ условий правильной организации умственного труда и становления познавательной деятельности, пу­тей нравственного формирования личности (работы П.Ф. Каптере-ва, П.Ф. Лесгафта, И.А. Сикорского, Н.Н. Ланге и др.).

Наряду с изучением общих закономерностей детского развития шло накопление материала, помогающего понять траектории разви­тия отдельных сторон психической жизни: памяти, внимания, мышления, воображения. Особое место отводилось наблюдениям за развитием детской речи, оказывающей влияние на формирование различных сторон психики. Важные данные были получены в ре­зультате изучения физического развития детей (И. Старков). Дела­лись попытки определить психологические особенности мальчиков и девочек (К.В. Едьницкий).

Широкий интерес к изучению ребенка и к научному обоснова­нию педагогических воздействий положительно сказался на разви­тии обшей психологии. Задача изучения детской психики исключала самонаблюдение как главный способ познания, требовала новых методов исследования, стимулировала внедрение эксперимента в область психологии. Использование эксперимента в условиях обучения впервые предпринятое И.А. Сикорским в 1879 г., сначала не получило широкого отклика в российской науке. Но с образованием психологических лабораторий начиная с середины 1880-х годов эксперимент стал полноправным методом отечественной психоло­гии.

Значительное развитие в науке получил генетический подход. «Понятие развития. — отмечал П.Ф. Каптерев, — в настоящее вре­мя играет весьма видную роль в науке, всюду изучают развитие су­ществ и явлений: без понимания истории развития представляется невозможным правильно и глубоко понять самое явление, природу существ. По отношению к воспитанию детей признается та же исти­на: чтобы с успехом воздействовать на детей, укреплять их силы, нужно предварительно знать историю их развития».

Знание психологии ребенка, происхождения и первоначального развития психики стало рассматриваться как неоценимое средство познания человека и решения основополагающих философских во­просов. Накопление фактов об особенностях детского развития по­ставило вопрос о нормах общего развития ребенка, о законах, управляющих этим развитием.

Были сформулированы общие положения о главных чертах детскою развития:

·        Развитие совершается постепенно и последовательно. В целом оно представляет собой непрерывное поступательное движение впе -ред. но не является прямолинейным, допускает отклонения от пря­мой линии и остановки.

·        Между духовным и физическим развитием существует нераз­рывная связь. Такая же неразрывная связь существует между умст­венной, эмоциональной и волевой деятельностью, между умствен­ным и нравственным развитием. Правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоническое, всесторон­нее развитие.

·        Отдельные телесные органы и различные стороны психиче­ской деятельности участвуют в процессе развития не все сразу, ско­рость их развития и энергия не одинаковы.

·        Развитие может идти средним ходом, может ускоряться и за­медляться в зависимости от целого ряда причин.

·        Развитие может останавливаться и принимать болезненные формы.

·        Нельзя делать ранних прогнозов о будущем развитии ребенка. Специальный талант должен опираться на широкое общее развитие.

·        Нельзя искусственно форсировать детское развитие, надо дать каждому возрастному периоду «изжить» себя.

Появились пособия по организации исследования развития ре­бенка, рекомендации по уходу за здоровым и больным ребенком, общие руководства по воспитанию и обучению в семье и в школе, основанные на широком использовании данных о физическом, ум­ственном, эмоциональном, волевом и духовном детском развитии.

Конец XIX в. отмечен наметившимся стремлением психологов и педагогов объединить свои усилия в реальной практике школьной жизни. «Первые являются обладателями тонких приемов исследо­вания при полном отсутствии исследуемого материала, а вторые — богаты материалом, но без ясного осознания, как надо его оцени­вать», — писал о необходимости сотрудничества специалистов А.П. Нечаев.

Категория: Возрастная психология | Просмотров: 1765 | Добавил: RGB | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar