Среда, 21.11.2018, 07:42     e-mail: info@terra-diploma.ru

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2011 » Декабрь » 4 » Становление отечественной психологии развития в XIX – XX вв. (ЧАСТЬ 2)
13:10
Становление отечественной психологии развития в XIX – XX вв. (ЧАСТЬ 2)

К началу XX в. русская возрастная и педагогическая психология вошла в тесный контакт с мировой психологической наукой. Русские ученые регулярно следили за развитием научной мысли на Западе, совершенствовали свое экспериментальное мастерство в зарубежных лабораториях, многие иностранные работы переводились на русский язык, реферировались и рецензировались в русских журналах. В свою очередь, труды русских ученых стали публиковаться в зару­бежных изданиях (исследования И.А. Сикорского, А.П. Нечаева и др.). Русские ученые активно включились в исследование про­блем, волновавших ученых и общественных деятелей во всем мире.

Развитие возрастной психологии в России с начала XX в. прочно встало на научные основы, исследования в этой области заняли ве­дущее место в русской психологической и педагогической науке. В разработку этих проблем включились ученые разных специально­стей, лучшие русские умы. выдающиеся теоретики и организаторы науки, пользовавшиеся большим авторитетом, в частности В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт. И.П. Павлов и др. Сформировалась целая плеяда русских психологов, активно занявшихся теоретиче­скими и организационными вопросами изучения детского развития и построения научных основ воспитания и обучения. В их числе П.П. Блонский. П.Ф. Каптерев. А.Ф. Аазурский. И др.

По их инициативе стали создаваться специализированные науч­ные центры, обеспечивающие научно-исследовательскую и просве­тительскую деятельность и подготовку кадров для них. Развернулась интенсивная теоретическая. методологическая и научно-организационная деятельность. Получили распространение неболь­шие лаборатории, кружки, кабинеты по изучению детей при некото­рых учебных заведениях и т.п.

Было налажено издательское дело. В XX в. значительно возросло число публикаций по возрастной и педагогической психологии. Ра­ботали съезды и конференции, на которых обсуждались проблемы детской и педагогической психологии. В результате творческих по­исков было осознано первостепенное значение теории и вместе с тем оценена важная роль накопления научно-достоверных фактов, по­лученных с помощью объективных методов.

Был сделан существенный вклад в разработку методов иссле­дования как важнейшего условия перехода возрастной и педаго­гической психологии в разряд самостоятельных научных дисциплин. Получил развитие метод наблюдения, в частности метод «дневников»; были предложены программы и планы наблюдения за поведением и психикой ребенка. Метод эксперимента вво­дился в практику эмпирических исследований: специально для детской психологии предназначался естественный эксперимент (А.Ф. Лазурский). Тщательно обсуждались возможности метода тестов. Разрабатывались и другие методы. Существенное допол­нение к сведениям о психологических особенностях детей давали результаты анализа художественных произведений.

Основные направления исследований того времени — пути формирования всесторонне развитой личности и совершенство­вания научных основ системы обучения. В начале XX в. на перед­ний план были выдвинуты фундаментальные проблемы образова­ния, которые были поставлены в тесную связь с общественными преобразованиями, с необходимостью социальных перемен. После Октябрьской революции вся наука, в том числе возрастная (дет­ская) психология, стала развиваться на новой методологической марксистской основе.

Фундамент современной отечественной возрастной психологии составляют сформулированные Л. С. Выготским (1896-1934) принципиальные идеи и система основных понятий. В 1920-1930-х гг. им были разработаны основы культурно-исторической теории развития психики.

Хотя Выготский не успел создать завершенной теории, но общее понимание психического развития в детстве, содержащееся в трудах ученого, позже было существенно развито, конкретизировано и уточнено в работах А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, М. И. Лисиной и других представителей школы Выготского.

Выготский не просто указывал на важность социальной среды для развития ребенка, но стремился выявить конкретный механизм этого влияния. Разделял низшие, элементарные психические функции (фаза натурального развития) и высшие психические функции (фаза «культурного» развития). Гипотеза, выдвинутая Выготским, предполагала новое решение проблемы соотношения психических функций – элементарных и высших. Главное различие между ними – в уровне произвольности, т. е. натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а ВПФ люди могут сознательно управлять. Сознательная регуляция связана с опосредованным характером ВПФ.

Л. С. Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных возрастах развитие совершается внутри характерной социальной ситуации развития, медленно, эволюционно, такими небольшими шажками, что эффект развития становится вполне очевиден только в виде скачкообразно появляющегося новообразования. В другие, критические периоды, напротив, развитие совершается бурно, стремительно. Характерно обострение кризиса в середине – кульминационная точка, или апогей, по которой и удобно датировать кризис.

Периодизация, выстроенная Выготским, включает следуюшие периоды:

- Кризис новорожденности

- Младенчество (2 мес. – 1 год)

- Кризис одного года

- Раннее детство (1-3 года)

- Кризис трех лет

- Дошкольный возраст (3-7 лет)

- Кризис семи лет

- Школьный возраст (8-12 лет)

- Кризис 13 лет

- Пубертатный возраст (14-17 лет)

- Кризис 17 лет.

Д.Б. Эльконин (1904-1984) исследовал проблемы присвоения ребенком способов родовой человеческой деятельности как основы развития его специфически человеческих способностей. Эльконин признавал формулу «ребенок в обществе», подчеркивая, что ребенок с момента рождения является общественным существом .Отношения двух типов: «ребенок- общественный предмет» и «ребенок- общественный взрослый».

Развернутая периодизация псизическского развития ребенка от рождения до 17 лет представлена в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971). Эльконин рассматривал возраст как «относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития».

Каждый  психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях.

1. Социальная ситуация развития,

2. Ведущая деятельность,

3.  Основные новообразования.

Вопросы возрастной периодизации развития психики подробно рассматривались в работах А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, В. В. Давыдова, М. И. Лисиной, А. В. Петровского, Д. И. Фельдштейна и других.

Категория: Возрастная психология | Просмотров: 999 | Добавил: RGB | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar