Вторник, 23.10.2018, 18:02     e-mail: info@terra-diploma.ru

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2011 » Декабрь » 4 » Становление зарубежной психологии развития в XIX – XX вв.
12:48
Становление зарубежной психологии развития в XIX – XX вв.

На протяжении многих веков изучение психического развития ребенка и создание концепций воспитания осуществлялось в русле философии (Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локк. А. Бэн идр.} и естествознания, изучавшего ребенка с точки зрения физиологии, биологии и медицины {работы Ч. Дарвина). В конце XIX в. стали намечаться предпосылки для формирования возрастной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки.

1.  Разработка идей развития в биологии, в эволюционной теория Чарльза Дарвина.

2. Активное развитие самой психологии как самостоятельной науки, развитие экспериментальной, дифференциальной психологии, лабораторные эксперименты В. Вундта, исследования памяти Г. Эббингауза, изучение индивидуальных различий Ф. Гальтона.

3.   Появление в русле экспериментальной психологии объективно-научных методов исследования, эксперимента, использование математических методов для проверки и анализа полученных результатов.

4. Обусловленный требованиями времени и ходом развития общества переход психологии от теоретической науки к практике и практическому применению накопленных знаний, в частности применение этих знаний в области педагогики и обучения, т, е. возникновение тесной связи между психологией и педагогикой.

Возрастная психология как самостоятельная наука появилась на стыке двух других наук - психологии и педагогики. Целью детской психологии становится разработка объективных общих рекомендаций относительно приёмов и методов обучения на каждом из возрастов. В соответствии с этой целью перед детской психологией встала задача исследования общих для всех детей механизмов и этапов психического развития.

Книга В. Прейера «Душа ребенка» (1882), основанная на эволюционном подходе, является первым систематическим трудом в области возрастной психологии и содержит полное описание стадий и этапов развития ребенка от рождения до 3 лет, а также в ней исследуются причины индивидуальных различий детей, главкой из которых является биологическая наследственность.

Среди психодогов, активно занимавшихся проблемами детского развития в первые десятилетия XX в., наиболее известны А. Бине. Э. Мейман. Д. Селли. Э. Клапаред, В. Штерн, А. Гезелл и некото­рые другие.

Английский ученый Дж. Селли рассматривал становление пси­хики человека с позиций ассоциативного подхода. Он выделял ум, чувства и волю как основные составляющие психики. Значение его работ для практики детского воспитания состояло в определении со -держания первых ассоциаций ребенка и последовательности их воз­никновения.

М. Монтессори, последовательница Селли, опираясь на его вы­воды, разработала систему познавательного развития детей до­школьного возраста". Она исходила из представления, что существу­ют внутренние импульсы детского развития, которые нужно познать и учитывать при обучении детей. Необходимо предоставить ребенку возможность самому овладевать теми знаниями, к которым он предрасположен в данное время — период чувствительности (к порядку, к деталям, к владению руками и т.д.). М. Монтессори придавала особое значение упражнениям, направленным на трени­ровку разнообразных ощущений и движений, на их постепенное ус­ложнение, совершенствование и осознание, что приводит к прогрес­су мышления. Идеи Монтессори относительно организации воспи­тания и обучения дошкольников оказались весьма плодотворны, и в настоящее время в России по этим принципам работают некоторые детские сады или группы.

Немецкий психолог и педагог Э. Мейман также основное вни­мание уделял проблемам познавательного развития детей и разра­ботке методологических основ обучения. В предложенной Мейманом периодизации умственного развития (до 16-летнего возраста) выделены три стадии: стадия фантастического синтеза; анализа; стадия рассудочного синтеза.

Швейцарский психолог Э. Клаперд выступил с критикой рекапитуляционных представлений Холла, отмечая, что филогенез и онтогенез психики имеют общую логику и это приводит к определенному сходству рядов развития, но не означает их тождества. Клаперд считал, что стадии развития детской психики не предопределены инстинктивно, он развивал идею саморазвертывания задатков при помощи механизмов подражания и игры. Внешние факторы (например, обучение) влияют на развитие, определяя его направление и ускоряя темп. Психическое развитие Клаперд приравнивал к развитию мышления.

Французский психолог А. Бине стал основателем тестологического и нормативного направления  в детской психологии. Обнаружил три стадии в развитии понятий – стадию перечислений, описания и интрепритации. Каждая стадия соотносилась с определенным возрастом, и был сделан вывод о существовании определенных нормативов интеллектуального развития.

По заказу министерства просвещения Бине разработал метод выделения детей, отстающих от нормы. Позже им были созданы тесты для общей диагностики интеллектуального развития детей от 3 до 18 лет. При помощи специальной шкалы, сконструированной учеником Бине Т. Симоном, рассчитывался т. наз. умственный возраст ребенка.

Позднее для более точной диагностики немецкий психолог Штерн предложил ввести коэффициент интеллекта IQ.

Учение С. Холла, американский психолог А. Гезелл (1880-1971) проводил лонгитюдное исследование психического развития детей с помощью повторяющихся срезов.  Сам Гезелл называл свой метод «биографически-лабораторным». Диагносты и консультанты могли понаблюдать за характерными способами поведении ребенка, а не ориентироваться на сообщения родителей. Гезелл также использовал метод сравнительного изучения развития близнецов, развития в норме и патологии, например, у слепых детей. В результате составлен Атлас поведения младенца из 3200 фотографий, выведены нормативные показатели.  Система тестов Гезелла составила основы практической диагностики психического развития в рамках нормативного подхода.

Согласно теории созревания Гезелла, существует врожденная тенденция к оптимальному развитию.

В центре научных исследований Гезелла было раннее детство – до трехлетнего возраста.

Видный австрийский психолог К. Бюлер (вюрцбургская школа) создал свою концепцию психического развития ребенка. Теория трех ступеней в развитии ребенка: каждый ребенок в своем развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных: инстинкт, дрессура, интеллект. Биологический фактор (саморазвитие психики, саморазвертывание) рассматривался им как основной. При переходе от одной стадии развития психики к другой развиваются и эмоции, причем происходит смещение удовольствие от конца деятельности к началу (предвосхищение).

Главный интерес Бюлера сосредоточен вокруг первых лет жизни ребенка. Некоторые выделяемые Бюлером эпохи: шимпанзеподобный возраст, стадия вопросов о названиях предметов, стадия вопросов «почему», возраст сказок, возраст Робинзона и т. д.

Американский психолог и социолог Дж. Болдуин был одним из немногих в то время, кто призывал изучать не только познавательное, но и эмоциональное и личностное развитие. Социальная среда – важнейший фактор развития, поскольку формирование системы норм и ценностей, самооценки человека происходит внутри общества. Обосновал концепцию познавательного развития детей. Доказывал, что познавательное развитие состоит из нескольких стадий, начинающихся с развития врожденных двигательных рефлексов. Затем идет стадия речи, а завершает этот процесс стадия логического мышления. Болдуин выделял специальные механизмы развития мышления – ассимиляцию (интериоризацию воздействий среды) и аккомодацию (изменения организма). Эти положения Болдуина оказали влияние на взгляды Ж. Пиаже.

Немецкий психолог В. Штерн, автор теории персонализма, исходил из того, что психическое развитие – это саморазвертывание имеющихся у человека задатков, направляемое той средой, в которой живет ребенок. Само развитие понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур, как переход от смутных образов к более ясным гештальтам окружающего мира.

Среда помогает ребенку осознать себя, при этом ребенок старается взять из среды то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, что противоречат его наклонностям. Эта теория получила название теории конвергенции (взаимовлияния) двух факторов, так как в ней учитывалась роль, которую играют в психическом развитии и наследственность, и среда. Конфликт между давлением среды и внутренними склонностями имеет принципиальное значение для развития, т. к. именно отрицательные эмоции служат стимулом для развития самосознания. Штерн утверждал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная. Штерн впервые провел систематическое наблюдение за процессом развития речи (выделил 5 этапов в развитии, книга «Язык детей»).

Социолог и этнопсихолог М. Мид стремилась показать ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей. Сравнивая особенности полового созревания, формирования структур самосознании, самооценки у представителей разных народностей, она подчеркивала зависимость этих процессов в первую очередь от культурных традиций и особенностей воспитания. Введенное ею понятие инкультурации как процесса научения в условиях специфической культуры обогащает понятие социализация.

Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в зарубежной психологии ХХ века таковы:

1) Психоаналитический подход. Основы его заложены З. Фрейдом. Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, усложнением ее структур и функций.  Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрастного развития Фрейд назвал психосексуальной теорией личности, поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия.

Дальнейшее развитие психоаналитического направления в психологии связано с именами К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксона, М. Малер и др.

Детский психоаналитик Дж. Боулби рассматривал прежде всего эмоциональное развитие детей. Теория привязанности, ключевая идея которой – состоит в том, что мать важна не только потому, что она удовлетворяет первичные органические потребности, но главное – создает ему чувство привязанности, гарантирует защищенность. Нарушения первичной эмоциональной связи с матерью создают риск возникновения личностных проблем в дальнейшем.

2) Теория психосоциального развития личности Э. Эриксона.

Основное внимание уделяется нормальному, здоровому личностному развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем. Теорию принято называть психосоциальной, т. к. в ее основе – рост компетентности человека во взаимодействии с социальным окружением. Центральное понятие концепции – понятие «идентичость», - набор черт или личностных характеристик, делающих человека подобным самому себе и отличным от других, это сердцевина личности.  Эриксон выделил 8 психосоциальных стадий развития личности.

3. Бихевиоральный подход. Философская его основа – представления Дж. Локка о сознании ребенка при рождении как tabula rasa. Обучение признавалось основным способом индивидуального развития, источником всех знаний.  

Главная детерминанта, определяющая направление психического развития ребенка – это воздействие окружающей среды.

Уотсон, «Психологический уход за ребенком» - намечены некоторые условия, которые помогут воспитать психологически и физически здоровых детей: жесткий режим дня, наличие специальной комнаты для ребенка, в которой его можно было бы оградить от неподходящих стимулов, и дозированность проявлений нежности и любви (дабы избежать ощущения вседозволенности и детей). В концепции Скиннера развитие ребенка – это обучение его нормативному поведению в соответствии с направлениями подкрепления. Придерживался мнения, что поведение человека в течение жизни изменяется и периодически возникают кризисы. В бихевиоризме не стоит проблема возрастной периодизации развития, так как считается, что среда формирует поведение ребенка постепенно, постоянно и непрерывно.  Речь может идти только о функциональной периодизации.

4. Теории социального научения. Ведущий теоретик направления – Д. Бандура. Социализация рассматривается как процесс постепенного превращения биологического существа, младенца, в полноценного члена общества. В базовую схему S-R включены дополнительные когнитивные переменные. Привлечено внимание к условиям и способам воспитания в семье и средствами массовой информации как к процессу моделирования детского поведения.

5. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже (1896-1980). Швейцарский психолог,  виднейший представитель Женевской школы генетической психологии.

Изучал механизмы познавательной деятельности ребенка, Становление интеллекта рассматривал как стержневую линию психического развития, от которой зависят все остальные процессы.  Уделял внимание исследованию речи дошкольников. Разработал новый метод исследования – метод клинической беседы (свободная беседа с ребенком без ограничения фиксированными стандартными вопросами).

Пиаже выделил три главных периода развития:

1. Сенсомоторный интеллект (до 1,5 лет)

2.  Конкретно-операциональный интеллект (от 1,5 до 11 лет)

3. Формально-операциональный интеллект (с 11-12 до 14-15 лет). Каждая стадия характеризуется двояко: положительно (как результат дифференциации, усложнения структур предыдущего уровня) и отрицательно (с точки зрения недостатков и особенностей, которые будут сняты на след. стадии).

Категория: Возрастная психология | Просмотров: 3299 | Добавил: RGB | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar