Среда, 19.12.2018, 03:19     e-mail: info@terra-diploma.ru

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2014 » Октябрь » 15 » Уровни межполушарного взаимодействия и этапы их стабилизации в онтогенезе
20:33
Уровни межполушарного взаимодействия и этапы их стабилизации в онтогенезе

      А.В. Семенович и соавторы (1998) отметили связь онтогенетического становления межполушарного взаимодействия и созревания комиссур мозга. По наблюдениям исследователей, процесс включения мозговых комиссур сначала предшествует процессу функциональной латерализации мозга, а затем идет параллельно с ним по всем правилам гетерохронии.

     А.В. Семенович предложила концепцию уровневой организации межполушарного взаимодействия в онтогенезе. Согласно этой концепции процесс становления межполушарного взаимодействия в онтогенезе содержит ряд ступеней, соответствующих этапам включения комиссуральных структур разного уровня и разной филогенетической зрелости в обеспечение целостной психической деятельности. Его конечной точкой является межполушарная интеграция высшего уровня, когда парная работа мозга как основополагающая система подчиняет себе латерализованную функциональную специализацию полушарий - составляющую часть этой системы.

     А.В. Семенович выделяет 3 основных этапа организации межполушарного взаимодействия. При этом включение каждого последующего этапа парной работы мозга предполагает ассимиляцию, интеграцию предыдущего уровня, который начинает исполнять подчиненную роль, продолжая уже в свернутой форме, подконтрольно обеспечивать свои базовые функции.
     Первый этап длится от внутриутробного периода вплоть до 2-3 лет. На этом этапе происходит созревание транскортикальных связей стволового уровня, осуществляющих взаимодействие внутри гипоталамо-диэнцефальной области и базальных ядер. Здесь в рамках I блока мозга формируется основа    для    межполушарного    обеспечения    нейрофизиологических,    нейрогуморальных,    сенсо-вегетативных и нейрохимических асимметрий, лежащих в основе соматического и аффективного статуса ребенка. Именно здесь «локализован» основополагающий онтогенетический фактор - механизм импритинга, являющийся (помимо иных своих функций) инициатором наиболее жестких, архетипических, генетически обусловленных вариантов реагирования. На этом уровне впервые заявляют о себе глубинные нейробиологические предпосылки формирования будущего «стиля» психической деятельности ребенка.
В завершение этого этапа в период адаптации к речи (2-3 года) благодаря межполушарным связям данного уровня реализуется избирательная стволовая активация, которая является залогом становления устойчивых межполушарных взаимодействий.
   Второй этап длится от 3 до 7-8 лет. Он характеризуется активизацией межгиппокампалъных комиссуральных систем. В онтогенезе межгиппокампальным структурам принадлежит роль инициа-тора и стабилизатора взаимоотношений между правым и левым полушариями. Этим они принципиально отличаются от комиссур подкоркового уровня, основной задачей которых является инициация динамики и вектора (вертикального и горизонтального) межполушарного взаимодействия.
На данном этапе межгиппокампальному комплексу принадлежит ведущая роль в организации межполушарного обеспечения полисенсорной межмодальной интеграции, и, что самое главное, -мнестических процессов, на которых в этом возрасте лежит основная ответственность за онтогенез в целом.
   Следует отметить, что амнестический синдром, который в принципе не характерен для детей, неизменно наблюдается при деструкции межгиппокампальных связей и является патогномоничным для данной локализации патологического очага в детском возрасте.
На этом отрезке развития ребенка стабилизируются и автоматизируются все основные межпо-лушарные асимметрии операционального уровня - уровня II блока мозга: формируется доминант-ность полушарий мозга по руке и речи, фиксируется право- или левополушарный локус контроля за актуализацией конкретного психологического фактора и межфакторных констелляций. Так, фонематический слух (классический левополушарный фактор) прежде, чем стать звеном речевого звукоразличения, должен на первых этапах онтогенеза возникнуть и автоматизироваться как звукоразличение, звуковая дифференцировка (бытовые шумы - голос человека, просодика речи матери в разных ситуациях, голос своего - голос чужого) и т.п. Иными словами, факторогенез фонематического слуха до его фокусировки в левом полушарии должен быть максимально обеспечен прелингвистическими правополушарными функциональными компонентами и введением в действие механизма межгемисферного переноса.
     Другим примером является становление межполушарного обеспечения пространственных пред-ставлений. До того, как в обиходе ребенка появятся слова «левая рука», «голова», «вперед» и др. (то есть вербальная маркировка пространства, за которую отвечает левое полушарие), в правом должны в полной мере сформироваться соматогнозис и полимодальный перцептивный образ непосредственно-чувственного взаимодействия с объектами внешнего пространства.
   Или известный феномен «зеркальности», который является не чем иным, как отражением равноправного существования в правом и левом полушариях мозга перцептивных и мнестических «двойных энграмм» (по М. Газзаниге), то есть фактом несформированности функциональной асимметрии мозга, а, следовательно, локуса полушарного контроля за вектором восприятия и памяти. Общеизвестно, что данный дефицит элиминируется вслед за стабилизацией доминантной роли правого полушария по отношению к широкому спектру пространственных факторов.
      Третьим этапом в становлении межполушарного взаимодействия является формирование комплекса связей мозолистого тела, продолжающееся до 12-15 лет. До этого возраста мозолистое тело участвовало в осуществлении межполушарного обмена преимущественно между симметричными областями задних отделов мозга и контролировало нижележащие комиссуральные уровни. Теперь картина качественно меняется.
Начиная с 12-15 лет морфологическая и функциональная зрелость мозолистого тела обеспечивает взаимодействие лобных отделов правого и левого полушарий. Мозолистое тело обусловливает устойчивость уже достигнутых в ходе развития ступеней. Они формируют межполушарную организацию психических процессов на наиболее важном для социальной адаптации - регуляторном (III блок мозга), социокультурально опосредствованном уровне их протекания.
     Происходит формирование когнитивных стилей личности и обучения, закрепление приоритета лобных отделов левого полушария. Это позволяет ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, рефлексировать (рефлексия - самоанализ, процесс познания самого себя), произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь. Третий блок организует активную, сознательную психическую деятельность. Человек формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением и регулирует свое поведение, приводя его в соответствие с этими планами и программами. Кроме того, он контролирует свою сознательную деятельность, сличая эффект своих действий с исходными намерениями и корригируя допущенные ошибки. Наиболее существенной частью третьего блока являются префронтальные отделы, которые играют решающую роль в формировании намерений и программ. Лобные доли мозга обладают мощными пучками восходящих и нисходящих связей с ретикулярной формацией, за счет которых получают импульсы от систем первого функционального блока, с одной стороны, «заряжаясь» от него, а с другой - контролируя его деятельность. Данный транскортикальный уровень наиболее уязвим. При любом отклонении в формировании нижележащих структур рассматриваемые функциональные системы будут развиваться в условиях постоянного энергетического обкрадывания. Практически не существует варианта дезадаптивного поведения человека, при котором не обнаруживался бы дефицит этого уровня психической деятельности.

Категория: Клиническая психология | Просмотров: 1599 | Добавил: RGB | Теги: клиническая психология, Лекции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar