Terra Diploma Психология Студенческая работа № 113839. Контрольная Общая и экспериментальная психология рабочая тетрадь

Студенческая работа № 113839. Контрольная Общая и экспериментальная психология рабочая тетрадь

Количество страниц учебной работы 22,7
Содержание МОДУЛЬ 1. Тема 1. Предмет психологии. Психика и сознание Практические задания 1. Какое из утверждений, приведенных ниже, выражает материалистическое понимание психики, а какое идеалистическое? А) психическая деятельности не зависит от внешних причин Б) психика познаваема только путем самонаблюдения В) психикаотражение объективной действительности Г) психикаесть нечто внутри меня, думающее, понимающее, рассуждающее, руководящее моими действиями Д) психика – есть идеальный субъективный образ1 объективного мир – 2. Выделите признаки, которые позволяют рассматривать сознание как высшую форму психики. Тема 2. Методы психологии Практические задания 1. К чему может привести пренебрежение при проведении исследования принципами детерминизма, единства сознания и деятельности, развития. 2. Известно, что наблюдение и естественный эксперимент реализуются исследователем в естественной для испытуемого обстановке. В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? 3. Ниже дается краткое описание основных методов современной психологии. Определите, о каких методах идет речь. А) Психологическое испытание, по серии краткосрочных заданий, проводится с целью выяснить, насколько психологические качества испытуемого (способности, навыки, умения и др.) соответствуют определенным нормам. Одна из сфер примененияопределение профессиональной пригодности. Б) Индивида систематически изучают в обычной повседневной жизни. Исследователь не вмешивается в естественных ход событий. Сведения, полученные с помощью данного метода, служат исходным материалом для психологических выводов, обобщений, предположений, которые нередко требуют дополнительных исследований. В) Исследуемое явление изучается в точно учитываемых условиях, позволяющих следить1 за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий. Г) На основании предварительно сформулированных критериев выбора, диктуемых реальной обстановкой, каждому испытуемому в социальной группе предлагается выбрать партнера. На основе подсчета количества выборов определяют статус каждого члена группы, состав микрогрупп и т.п. Д) На основе изучения учебных конспектов испытуемого определяются его особенности личности. Библиографический список 1. Анастази, А. Психологическое тестирование /А.Анастази. – М., 1982. 2. Ашмарин, И.Н., Васильев, И.Н., Амбросов, В.А. Быстрые методы статистической обработки и планирования эксперимента /И.Н.Ашмарин, И.Н.Васильев, В.А.Амбросов. – Л., Изд-во ЛГУ, 1975. 3. Кэмьелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Перевод с англ. – М.,1980. 4. Методы исследования в психологии квазиэксперимент. М.,Знание, 1998. 5. Регуш Л.А. Наблюдение в практической психологии /Л.А.Регуш. – Сп-б, Питер, 1996. МОДУЛЬ 2. Тема 3. Психология личности Практические задания 1. На основе анализа примеров поведения определите, в каких случаях раскрываются свойства личности, а в какихсвойства индивида. А) У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одной деятельности на другую Б) Николай с детства проявлял настойчивость и упорство в достижении поставленной цели В) Мальчик отличался выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой Г) Мальчик был очень увлечен коллекционированием марок 2. Раскройте сущность и структуру личности на примере изучения концепции отечественного или зарубежного психолога. (Например концепция К.К.Платонова, З.Фрейда, Э Эриксона и др.). 3. Личность, как известно, представляет собой единство природного и социального. Покажите на 2-3 примерах, что в личности человека от природы, а что формируется под влиянием социальных условий. Библиографический список 1. Асмолов, А.Г. Психология личности /А.Г.Асмолов. – М., Просвещение, 1990. 2. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. / В.К.Вилюнас. – М., Знание, 1990. 3. Ильенков, Э.В. Что такое личность?. / Э.В.Ильенков М., Просвещение, 1982. 4. Платонов, К.К. Структура и развитие личности /К.К.Платонов.- М., Наука, 1986. 5. Реан, А.Л. Психология личности. Социализация, поведение, общение. / А.Л.Реан Сп-б. прайм- ЕВРОЗНАК, 2004. 6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Перевод с англ.- С-Пб., Питер Пресс, 1997. Тема 4. Психология деятельности Практические задания 1. Как соотносятся внешняя и внутренняя (психическая) деятельности? Приведите примеры интериоризации и экстериоризации действий. 2. Выделите (выпишите) условия, определяющие успешность формирования навыков. 3. Выпишите основные компоненты деятельности человека. Как они раскрываются в основных видах деятельности (в игре, учёбе, труде). 4. Наблюдения показывают, что если ранее ученик часто допускал при письме какую-то ошибку, то нередко и после усвоения правильного написания он повторяет её или колеблется между ошибочным и правильным написанием. Как называется это явление? Как предупреждать или устранять его? Приведите другие примеры, иллюстрирующие данное явление. Библиографический список 1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности /К.А.Абульханова-Славская.- М., Наука, 1980. 2. Гальперин, П.Я. Управление познавательной деятельностью учащихся/ П.Я.Гальперин.- М.,Педагогика,1972. 3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н.Леонтьев.- М., Политиздат, 1975. 4. Суходольский, Г.В. Основы психологической теории деятельности. /Г.В.Суходольский. – Л., Изд-во ЛГУ,1988. Тема 5. Эмоционально-волевая сфера личности Практические задания 1. Всегда ли характер эмоциональной реакции человека адекватен характеру самого воздействия? Объясните причины возможного соответствия или несоответствия 2. Эмоциональное состояние учителя часто определяет успех его педагогической деятельности. Чем объясняется этот факт? 3. В чем Вы видите различие таких качеств личности как настойчивость и упрямство? 4. Выпишите, какие волевые качества личности необходимы педагогу. 5. Какие, на ваш взгляд, приемы работы над собой способствуют формированию волевых качеств личности? Библиографический список 1. Блум, Ф. и др. Мозг, разум и поведение / Ф. Блум. – М., Мир.,1988. 2. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции./ В.А.Иванников. – М., Просвещение, 1998. 3. Рогов, Е.И. Эмоции и воля./ Е.И.Рогов. – М., Знание, 1999. 4. Тульчинский, Г.Л. Разум, соля, успех о философии поступка. /ГЛ.Тульчинский. – Л., Изд-во ЛГУ, 1990. 5. Шапкин, С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов /С.А.Шапкин. – М., Изд-во МГУ, 1997. МОДУЛЬ 3. Тема 6. Сенсорная организация личности. Ощущение и восприятие Практические задания 1. В чем сходство и отличия процессов ощущения и восприятия? 2. Рассмотрите пример «Больной А. ,отчетливо различает лица собеседников, может их срисовать, но не соотносит зрительный образ1 с личностью. Лишь при назывании имени собеседника может узнать его». Какое из следующих предположений о причинах этого явления наиболее вероятно? А) нарушен настроечный аппарат глаза; Б) нарушен рецептор глаза; В) нарушены центростремительные нервные пути; Г) нарушен корковый отдел зрительного анализатора. 3. Почему человек не ощущает пылинок, которые падают ему на лицо? Обоснуйте свой ответ, опираясь на физиологический механизм процесса ощущения. 4. Из ниже приведенных примеров выберите те, которые описывают процесс ощущения и те, которые описывают процесс восприятия. А) В детском саду проводится игра в лото. На карточках изображено 10 предметов. Дети должны отыскать у себя на карточке показанное изображение предмета Б) перед ребенком раскладывают 10 полосок разного цвета. Затем предъявляют полоску синего цвета и просят ребенка найти полоску такого же цвета. В) ребенок 4-х лет, показывая на число «3», радостно восклицает «Зина», здесь написано «Зина». Г) с ребенком проводится игра «Таинственный мешочек». Он опускает руку в мешочек, нащупывает предмет и говорит «Это что-то длинное и твердое». 5. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере? А) длительно воздействующий запах перестаёт ощущаться. Б) после погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30? С воспринимается как горячий, хотя его температура ниже температуры человеческого тела. В) после слабого раздражения глаза одним цветом чувствительность глаза к другому цвету оказывалась в течение долгого времени повышенной Г) под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам. Д) под влиянием некоторых запахов наблюдается обострение слуховой чувствительности. Е) известно, что А.Н. Скрябин и Н.А.Римский-Корсаков слышали звуки, окрашенные в разные цвета. 6. В романе Э.Л.Войнич «Овод» есть эпизод Джули отчитывает своего родственника. «От её тонкого пронзительного голоса у Артура стало кисло во рту». Является ли это выражение психологически верным? 7. Какая группа ощущений не адаптируется? С чем это связано? 8. Какая закономерность восприятия проявляется в каждом примере? А) ошибки всегда рекомендуется исправлять красным цветом Б) известно, что при изменении освещения цвет бумаги нам кажется неизменным. Так же можно утверждать, что с какой бы точки не смотреть на тарелку, легко замечается её круглая форма В)Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, животное и т.п.). Какая особенность восприятия проявляется при этом? Г) при одновременном восприятии белого круга на черном фоне и черного круга на белом фоне, последний кажется меньше. Д) результаты исследования, посвященного восприятию человека человеком, показали, что хореографы больше обращают внимание на особенности рук и ног воспринимаемых людей, а педагоги – на особенности речи людей Е) рост человека, на которого мы смотрим с различного расстояния, остается для нас одним и тем же, хотя его изображение на нашей сетчатке глаза значительно изменяется Ж) известно, что просмотр одного и того же кинофильма у разных людей вызывает нередко противоположное мнение 6. Какие требования, с точки зрения психологии восприятия, необходимо предъявлять к показу наглядных пособий и самим пособиям? Библиографический список 1. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г.Ананьев. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1960. 2. Восприятие и действие / Под ред. А.В.Запорожца. – М., Просвещение. 1967. 3. Рогов, Е.И. Психология познания /Е.И. Рогов. – М., 1998. Тема 7. Психология памяти Практические задания 1. Какой общий психологический механизм лежит в основе описанных фактов? А) В известном рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса. Б) Девочка Маша, персонаж рассказа А.П.Чехова «Мальчики», взглядывая на Чечевицина задумывалась и говорила со вздохом «Когда пост няня говорит, надо кушать горох и чечевицу». 2. Приведите примеры, когда запоминание основано на ассоциациях (по сходству, по контрасту, по смежности, по смыслу). 3. Известно, что в игровой деятельности дети запоминают больше слов, чем вне этой деятельности. Чем можно объяснить этот факт? 4. Почему краткие записи изучаемого материала способствуют его лучшему запоминанию? 5. В чем заключается основное отличие образов представлений от образов восприятия? 6. В эксперименте один и тот же рассказ зачитывали двум группам учащихся. Первой группе давалось задание воспроизвести рассказ как можно полнее. Вторая группа специального задания не получала. В каком случае воспроизведение рассказа должно быть более полным и почему? Какой вид запоминания будет иметь место в этом случае? 8. Ученик много раз подряд повторял стихотворение, которое ему поручили заучить, и никак не мог прочесть его без запинки. Решив, что с этой задачей ему не справиться, он лег спать. Утром, ученик смог легко воспроизвести стихотворение без ошибки. Как называется это явление памяти? Какие особенности памяти определяют это явление? 9. Выпишите условия, облегчающие непроизвольное и произвольное запоминание. Библиографический список 1. Ильюченок, Р.Ю. Память хорошая, память плохая /Р.Ю.Ильюченок. – Новосибирск, Пресс, 1991. 2. Громова, В.А. Эмоциональная память и её механизмы /В.А.Громова. – М., Педагогика, 1980. 3. Лапп, Д. Улучшаем память в любом возрасте /Д.Лапп. – М., Знание, 1993. 4. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти /А.Р.Лурия. – М., МГУ, 1968. 5. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти /А.А.Смирнов. – М, Просвещение, 1966. Тема 8. Психология мышления Практические задания 1. Выберите из отличительных особенностей процессов отражения те, которые характеризуют мышление человека А) отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира; Б) отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей, и образов прежде воспринятых предметов и явлений; В) отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей; Г) отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений; Д) отражение при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств; Е) Отражение действительности опосредованным путем при обязательном участии речи. 2. Выберите правильный вариант ответа. Суждением называется А) отражение предметов и явлений; Б) отражение существенных признаков предметов и явлений; В) утверждение или отрицание каких-либо отношений между предметами и явлениями; Г) нахождение общего у однородных предметов или явлений. 3. Выберите правильный вариант ответа. Умозаключением называется А) мысль о связи между предметами и явлениями; Б) отражение общих и существенных свойств предметов или явлений действительности; В) Вывод одного суждения из других суждений; Г) утверждение или отрицание каких-либо отношений между предметами или явлениями. 5. Выберите, какие утверждения характеризуют 1) индуктивные; 2) дедуктивные; 3) трансдуктивные умозаключения а) умозаключение от одних частных случаев к другим на основании сходства между ними; б) умозаключение от одних частных случаев к другим частным случаям; а) умозаключение от частных случаев к общему положению; в) умозаключение от общего положения к частному случаю. Библиографический список 1. Андреев, И.Д. Теоретическое мышление сущность и основные принципы /И.Д.Андреев. – М., Наука,1982. 2. Мышление процесс, деятельность, общение / Под ред. А.В.Брушлинского. М., Просвещение, 1982. 3. Тихомиров, О.К. Психология мышления /О.К.Тихомиров. – М., Просвещение, 1981. Тема 9. Психология воображения Практические задания 1. Какие положения характеризуют процесс воображения А) деятельность мозга, которая не может быть проверена на практике; Б) сложная психическая деятельность, источником которой не является объективная реальность; В) создание или воспроизведение образа, не воспринимавшегося в прошлом; Г) специфическая человеческая деятельность, возникающая в процессе труда; Д) отражение объективной реальности, действующей на органы чувств; Е) психическая деятельность, которая не является отражением действительности, а лишь выявляет внутренние, субъективные состояния человека, его аффекты, впечатления, желания; Ж) сложная психическая деятельность, которая является врожденной способностью, развивающейся постепенно; З) отражение реальной действительности, но в иных сочетаниях и связях. 2. Справедливо ли выражение «У детей воображение лучше развито, чем у взрослых»? Аргументируйте свою позицию Библиографический список 1. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А.Пономарева. М., Просвещение, 1983. 2. Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения /Р.Г. Натадзе. – Тбилиси, Терек, 1972. Тема 10. Психология внимания Практические задания. 1. Укажите, от чего зависит произвольное (непроизвольное) внимание а) от качеств объекта или б) от качеств субъекта. 2. Какие условия необходимы для возникновения и поддержания непроизвольного, а какие – произвольного видов внимания. 3. Правильное сочетание слова и показа, как известно, играет большую роль1 в организации внимания учащихся. Так, например, объяснение строения цветка учитель может вести двумя способами 1) вначале раздать цветки детям, чтобы они обратили внимание на строение цветка, затем рассказать о строении тычинок и пестиков; 2) вначале подробно рассказать о строении тычинок и пестиков и их значении в жизни растений, после чего раздать детям цветки и предложить отыскать в каждом цветке тычинки и пестики. При каком способе объяснения дети обратят внимание, прежде всего, на запах и внешний вид цветка и в меньшей мере на его существенные особенности? В каком случае и почему сформируются более точные понятия «тычинки» и «пестики»? 4. Выберите, из предложенных условий, какие необходимы для возникновения и поддержания произвольного, а какиенепроизвольного внимания. А) постановка дополнительных и наводящих вопросов, решение небольших примеров, задач; Б) новизна и необычность наглядного материала; В) создание привычных условий деятельности, её распорядок; Г) использование определенных установок и психических состояний; Д) использование определенных потребностей, с удовлетворением которых связан материал; Е) постановка значимых целей деятельности. 5.Известно, что в основе свойств внимания (распределение, устойчивость, переключение) лежат такие физиологические механизмы как оптимальный очаг возбуждения (И.П.Павлов) и доминантный очаг возбуждения (А.А.Ухтомский). Какие свойства определяются оптимальным очагом возбуждения, а какие – доминантным очагом возбуждения? Аргументируйте свое решение. 6. Существуют различные мнения о том, кого из учащихся следует считать более внимательным. Одни полагают, а) если ученика не могут отвлечь ни разговоры, ни посторонние шумы, он, конечно, внимателен. Другие думают б) внимателен тот, кто, рассказывая, видит и слышит все, что делается вокруг (распределение внимания) . Третьи в) под внимательностью понимают способность мгновенно замечать на предъявленных пособиях сразу много деталей О каких свойствах внимания идет речь в каждом случае? Библиографический список 1. Гальперин, П.Я., Кабыльницкая, С.Л. Экспериментальное формирование внимания/ П.Я.Гальперин, С.Л.Кабыльницкая. – М., Изд-во МГУ, 1974. 2. Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание / Ф.Н.Гоноболин. – М., Педагогика, 1972. 3. Дормашев, Ю.Б., Романов, В.Я. Психология внимания/ Ю.Б.Дормашев, В.Я.Романов. – М., Просвещение, 1995. 4. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н,Леонтьева М. – Изд-во МГУ, 1976. МОДУЛЬ 4 Тема 11. Индивидуально-типологические свойства личности. Темперамент. Характер. Способности. Практические задания 1. По приведенным ниже признакам определите, о каком типе высшей нервной деятельности идет речь в каждом случае. Какому виду темперамента соответствует каждый из описанных типов? А) Сильный возбудительный процесс, но торможение по силе отстает от него. Б) Возбудительный и тормозной процессы одинаково сильные, но смена нервных процессов происходит медленно. В) Возбудительный и тормозной процессы одинаково сильные, смена нервных процессов происходит быстро. Г) Возбудительный и тормозной процессы слабые 2. По психологическим признакам, приведенным ниже, определите, о каком виде темперамента идет речь в каждом случае А) человек живой, подвижный, стремящийся к частой смене впечатлений, легче других приспосабливающийся к изменяющимся условиям жизни Б) человек медлительный, уравновешенный, с устойчивыми стремлениями и настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний; В) человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу страстно, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения; Г) человек с повышенной эмоциональной чувствительностью, глубоко переживающий даже незначительные события, но внешне вяло реагирующий на окружающее. 3. Какие из приведенных ниже особенностей поведения обусловливаются темпераментом? А) Ребенок обычно начинает разговор первым, легко знакомится с новыми детьми; Б) Ребенок внимателен на занятиях только тогда, когда педагог сообщает что-то очень интересное; В) Ребенок, даже зная правильный ответ, испытывает на занятиях неуверенность, сомнение; Г) Подросток гневно реагирует, если ему делают замечание; Д) Ребенок все свободное время с увлечением занимается конструированием. 4. Из числа нижеприведенных положений о характере выберите те, которые наиболее полно раскрывают это понятие А) черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях; Б) черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных условиях; В) свойства характера есть не что иное, как отношение личности к определенным сторонам действительности; Г) свойства характера есть не что иное, как определенные способы действий; Д) в характере проявляются и отношения личности, и, способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются; Е) характер индивидуально своеобразен; Ж) черты характера социально-типичны и индивидуально своеобразны. 5. Выделите выразительные признаки характера человека. Всегда ли можно определить характер человека по внешним признакам? 6. В характеристике личности выделите моменты, в которых представлены а) особенности характера и б) свойства темперамента Ира Н. (8лет) живая, энергичная девочка, любит поболтать. Очень быстро реагирует на окружающее, быстро переключается с одного дела на другое, ярко выражает свои эмоции. Проявляет доброту, но завистливая. Общительна, но очень обидчива, старается быть заметной в коллективе, заслужить похвалу. Ира интересуется всем, но её интересы не устойчивы, она быстро «остывает». Много внимания уделяет своей внешности часами может сидеть перед зеркалом, менять прически, перевязывать ленты. Девочка в коллективе активна, но если ей в общей работе приходится подчиняться кому-то из товарищей, то она теряет интерес к занятию. 7. Связаны ли между собой такие категории как темперамент и характер? Опишите взаимосвязь этих категорий. 8. Можно ли фактический успех в определенной деятельности определить как способности? Какая существует зависимость между способностями, умениями и знаниями? 9. Ниже приведены способности, наиболее важные для профессии педагога. Определите, какие из них являются относительно общими, а какие – относительно специальными. А) творческое отношение к делу Б) высокий уровень умственных способностей В) способность понимать внутреннее состояние другого человека; Г) организаторские способности Д) способности хорошо владеть собой, управлять своими чувствами; Е) способность заражать других своим отношением к делу; Ж) способность предвидеть изменения в поведении другого человека 10. Перед педагогом всегда стоит задача своевременного распознавания и развития способностей учащихся. По каким признакам можно судить о зарождающихся способностях ребенка? Какие условия необходимы для развития способностей? Библиографический список 1. Ананьев, Б.Г. Проблема формирования характера / Б.Г.Ананьев. – М., Педагогика,1980. 2. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин. – Сп-б., Питер, 2000. 3. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Ростов-на-Дону, Феникс,1997. 4. Симонов, П.В., Ершов, П.М. Темперамент, характер, личность /П.В.Симонов, П.М.Ершов. – М., Наука, 1984. 5. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии/ Я.Стреляу.- М., Просвещение, 1982. 6. Чудновский, В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей. //Вопросы психологии.- 1986. – №3.
Стоимость данной учебной работы 585 руб.

    Форма заказа
    ================================

    Укажите Ваш e-mail (обязательно)!

    Укажите № работы и вариант

    Соглашение * (обязательно) Федеральный закон ФЗ-152 от 07.02.2017 N 13-ФЗ
    Я ознакомился с Пользовательским соглашением и даю согласие на обработку своих персональных данных.

    Студенческая работа № 113839. Контрольная Общая и экспериментальная психология рабочая тетрадь