Terra Diploma Психология Студенческая работа № 117210. Контрольная Рабочая тетрадь по предмету Социальная психология

Студенческая работа № 117210. Контрольная Рабочая тетрадь по предмету Социальная психология

Количество страниц учебной работы 40
Содержание ТЕМА 1
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1. Как известно, социальная психология как наука, прошла в своём развитии ряд этапов. Пользуясь предложенной схемой, расшифруйте, в чём состояла сущность каждого этапа станов-ления социальной психологии. 2. Дискуссия о предмете социальной психологии в отечественной науке проходила в два этапа. Дайте характеристику предмету дискуссии на каждом из обозначенных этапов 3. Английскому писателю Г. Мелвиллу принадлежит следующее высказывание «Наши жизни связаны тысячей незримых нитей». По вашему мнению, каким образом можно использо-вать это высказывание для разъяснения базовых социально-психологических феноменов? 4. Американский социальный психолог Дэвид Майерс считает, что многие социально-психологические феномены отражены в образчиках народной мудрости, каковыми, к примеру, яв-ляются пословицы и поговорки. Например «По одёжке встречают, по уму провожают»; «Ум хо-рошо, а два лучше»; «От худого семени не жди хорошего племени». По вашему мнению, чем бы-товые, житейские знания отличаются от научных?
Приведите свои примеры пословиц и поговорок, говорящих о том, что наши предки были людьми наблюдательными и стремились к обобщению социально-психологических фактов, хоть и делали это неосознанно.
5. Установите соответствие между классификацией методов и их характеристиками, вы-ражающими их детали, признаки, особенности
ТЕМА 2.
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
1. В течение дня понаблюдайте за ситуациями общения, которые складываются на разных уровнях (ритуальном, деловом, интимно-личностном). Какие характерные особенности поведения людей связаны с тем или иным уровнем? Приведите примеры.
2. Понятие «перцепция» знакомо вам из курса «Общая психология». Как психологический процесс, перцепция обладает характерными особенностями. В чём специфика социальной перцеп-ции по сравнению с предметной? Почему мы говорим «восприятие и понимание человека челове-ком»?
3. Понаблюдайте, каким образом реагируют люди, когда в ситуациях общения сталкивают-ся с факторами «превосходства», «привлекательности», «отношения». Приведите примеры.
4. Каким образом фактор физической привлекательности используется специалистами по созданию рекламных роликов? Приведите примеры.
5. Приведите примеры социальных стереотипов, с которыми вы сталкиваетесь в повсе-дневности? Можете ли вы сказать, что одни стереотипы сформировались достаточно давно, а дру-гие существуют сравнительно недавно? Приведите примеры. 6. Как проявляются стереотипы в педагогической деятельности? Что можно порекомен-довать учителю, который заметил, что его отношением к тому или иному ученику руководит сте-реотипное мнение?
7. В результате эксперимента, западные психологи выяснили, что даже при восприятии ма-леньких детей срабатывает так называемый «эффект ореола» По мнению взрослых, ребёнку, об-ладающему приятной внешностью, присущи и другие положительные характеристики. Как вы можете объяснить этот факт? Встречались ли вы с подобными фактами в своей жизни?
8. В последние годы профессия имиджмейкера становится всё более популярной. Как вы полагаете, с чем это связано? 9. На ваш взгляд, каковы реальные возможности самопрезентации? Понаблюдайте за ок-ружающими. Какие средства и способы самоподачи они чаще всего используют? Какие средства и способы самоподачи характерны лично для вас? Приведите примеры.
10. Перечислите основные ошибки каузальной атрибуции. Проиллюстрируйте их соответ-ствующими примерами.
11. К. Роджерс, известный американский психолог и психотерапевт, обращаясь к своим ученикам, писал «Не надо предлагать клиенту ваши уютные, мягкие и разношенные домашние тапочки. Лучше сами попытайтесь влезть в его тесные туфли». О каком механизме межличност-ного понимания идёт речь? Аргументируйте своё мнение примерами. 12. Сравните механизмы социальной перцепции, а именно идентификацию и эмпатию. Каковы, на ваш взгляд, условия правильного понимания человеком других людей?
13. Понаблюдайте за своим поведением. Какие механизмы социальной перцепции характер-ны лично для вас? Приведите примеры.
14. Расшифруйте понятие «психологическая совместимость». Обозначьте ее критерии. Как вы считаете, действительно ли в другом человеке нас привлекают те качества, которых нет у нас?
15. Ситуация Женщина жалуется подруге «У меня на работе творится полная неразбери-ха!». Та ей отвечает «И не говори. У меня то же — сплошная нервотрёпка!»
Вопрос Прокомментируйте ситуацию с точки зрения коммуникативных барьеров. Что нужно предпринять для того, чтобы участники разговора действительно поняли друг друга? 16. Практический психолог во время консультации задаёт клиенту много уточняющих во-просов. Например Расскажите об этой ситуации подробнее. Как складывались отношения с вашей дочерью в начальной школе? Как именно вы приучаете ребёнка к самостоятельности? Как принято в вашей семье проводить свободное время? Вопрос Для чего, по вашему мнению, это делается? Обоснуйте свой ответ.
17. Канадский психолог А. Пиз считает, что жесты, телодвижения и расположение людей в пространстве на самом деле более информативны, чем слова, которые люди произносят в про-цессе общения. Выскажите и обоснуйте собственное мнение по этому поводу. 18. Просматривая в течение нескольких дней «Новости», понаблюдайте за поведением крупных политических лидеров. Какие жесты они используют для того, чтобы продемонстриро-вать своё расположение1 к аудитории или, наоборот, недовольство? Приведите примеры.
19. Дейл Карнеги, один из создателей теории управления другими людьми, считал, что ма-нипуляция — лучшее средство получить желаемое и использование её оправдано. Выскажите своё отношение к данному мнению.
20. Какие способы манипуляций чаще всего используют
21. Опишите случай, когда вы сами стали жертвой манипуляции. Как вы думаете, какие черты вашего партнёра и ваши личностные характеристики способствовали этому?

22. Американскому исследователю конфликтов Ч. Диксону принадлежит следующее вы-сказывание «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». Выразите своё отношение к данному мнению. 23. Исследователи утверждают, что мужчины и женщины ведут себя в конфликтных ситуа-циях по-разному. Понаблюдайте, так ли это? И с чем, на ваш взгляд, это может быть связано? 24. Просматривая программы «Новостей», проследите, какие именно способы психологиче-ского воздействия используют те или иные политические лидеры? Какие из этих способов кажут-ся вам особенно убедительными? 25. Как лично вы обычно убеждаете людей? ТЕМА 3.
ПСИХОЛГИЯ МАССОВИДНЫХ ЯВЛЕНИЙ
ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП
1. Древнегреческий философ Платон различал поведение человека наедине с собой и в тол-пе. По его мнению, в первом случае человек способен на рациональное поведение, во втором — он становится жертвой стадных, иррациональных инстинктов. Доводилось ли вам наблюдать подобного рода явления в наше время? Или, может быть, такая двойственность человеческой натуры осталась в глубоком прошлом? Свой ответ обоснуйте.
2. Известный российский психолог и социолог А.П. Назаретян классифицирует толпу по основному признаку «активность – пассивность». Приведите примеры активных и пассивных толп. В чём выражается, на ваш взгляд, относительность этого критерия? 3. В чём заключается опасность пребывания в активной толпе для личности? 4. Опираясь на имеющиеся у вас знания социальной психологии, дайте рекомендации чело-веку, случайно оказавшемуся в толпе. 5. Опираясь на знания факторов и закономерностей формирования агрессивной толпы, предложите возможные меры предупреждения и оперативного прекращения массовых беспоряд-ков.
6. Какие социальные условия способствуют возникновению паники в больших социальных группах? Приведите примеры. Возникновению паники способствуют следующие условия 7. На какие группы (типы) разделяются люди по их поведению в условиях паники? 8. Лично вы принимали участие в создании и распространении слухов? Какие мотивы вами двигали? 9. Какие социальные условия, по вашему мнению, являются благоприятным для возникно-вения и распространения слухов в больших социальных группах? 10. Каким образом можно снизить эффект межгрупповой дискриминации в отношениях между группами? 11. Объясните основные понятия этнической психологии. 12. По вашему мнению, зачем необходимо знать функции этнопсихологических явлений? Аргументируйте своё мнение примерами. 13. Назовите основные характеристики межэтнического общения и поясните, как их надо учитывать при взаимодействии с представителями разных этносов. 14. Приведите примеры проявления этноцентризма в отношениях между представителями разных этнических групп, наблюдаемые вами в обыденной жизни. 15. Выделите, пожалуйста, у себя как у представителя этноса, к которому вы принадле-жите, типичные характеристики своего народа. ТЕМА 4
ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ
1. В течение недели понаблюдайте за жизнью группы, в которой вы учитесь. В чём, по ва-шему мнению, связаны трудности включенного наблюдения? Приведите примеры.
2. Поясните на примерах суть феномена «референтная группа».
3. Психологами замечено, что для подростков, тяготеющих к девиантному поведению (употребление алкоголя, наркотиков, совершение правонарушений) группы членства (школьные классы) теряют привлекательность, и они создают собственные референтные группы. С чем, на ваш взгляд, это связано? Обоснуйте своё мнение.
4. Перечислите критерии, на основании которых можно классифицировать малую группу как коллектив. Группа, в которой учитесь вы, отвечает этим критериям? Докажите своё мнение на примерах
5. Задача Группа студентов одного из красноярских вузов в выходной день выехала на экскурсию в заповедник «Столбы». За время экскурсии между студентами сложились тёплые, дружеские взаимоотношения. Одни студенты делились впечатлениями от прошлых поездок, дру-гие рассказывали забавные случаи из собственной жизни. В автобусе звучали шутки, песни. На привале участники обедали вместе. Студенты остались довольны поездкой и вернулись домой в приподнятом настроении. Вопрос К какому виду малых групп, по классификации А.В. Петровского, относится данная группа студентов? Что лежало в основе объединения экскурсантов в группу?
6. Многие исследователи процессов групповой динамики, в частности Б. Такман, считают, что стадия «внутреннего конфликта» — необходимый этап развития малой группы. Выразите своё отношение к данному мнению. Подкрепите примерами. 7. Ситуация На практическом занятии по социальной психологии один студент высказался следующим образом «Я считаю, что группа вполне может жить и без принятия каких-либо правил или норм. Возьмите хотя бы нашу группу. Мы никогда не обсуждали, по каким правилам живём и ничего — живём». Вопрос Выразите собственное отношение к данному высказыванию.
8. Понаблюдайте за жизнью вашей группы. Какие нормы, гласные или негласные, регла-ментируют её жизнедеятельность? Каким образом они поддерживаются? Какие из них, по вашему мнению, способствуют решению групповых задач? Приведите примеры. 9. Ситуация Две ученицы седьмого класса обратились к психологу с жалобой на то, что одноклассники объявили им бойкот. Все попытки психолога урегулировать ситуацию не увенча-лись успехом. Вопрос Какие цели на ваш взгляд, преследует группа, вводя по отношению к своим членам такие жёсткие санкции? Обоснуйте своё мнение. 10. В трагедии У. Шекспира читаем Гамлет (принц датский) Смотри, то облако, почти, что как верблюд. Полоний (дворянин, состоящий у него на службе) Действительно, похоже на верблю-да… Гамлет Мне думается, это ласка. Полоний Да, как будто ласка… Гамлет Скорее, кит! Полоний Точно, так похоже на кита….
Как вы думаете, почему Полоний так легко соглашается с мнением Гамлета? Как называется данный социально-психологический феномен?
11. Межличностная совместимость, как социально-психологический феномен, не имеет однозначной трактовки в трудах отечественных и зарубежных авторов. Как вы думаете, какие факторы (личностные, социальные, идеологические) способствуют формированию межличност-ной (психологической) совместимости между членами малой группы? Приведите примеры. 12. На просьбу дать свою, личную трактовку феномена групповой сплочённости, студенты отвечали «Чувство «мы»», «Желание возвращаться в эту группу», «Особый психологический климат». Что для вас означает понятие «групповая сплочённость»? Приведите пример малой группы, которая, по вашему мнению, является образцом сплочённости. 13. Каков лично ваш вклад в создание атмосферы групповой сплочённости в вашей учебной группе? 14. Ситуация На собрании группы студенты третьего курса жаловались куратору «На первом курсе наша группа была намного дружнее мы устраивали вечеринки, ходили в походы, отмечали дни рождения. Все мило и хорошо общались. Сейчас всё по-другому. Каждый сам по себе. О совместных праздниках невозможно договориться».
Вопрос О каком закономерном явлении групповой жизни идёт речь? С чем связано появле-ние так называемой «псевдосплочённости» на начальных стадиях развития группы, и чем она отличается от истинной сплочённости?
15. Каким образом конфликт влияет на групповую сплочённость? Подкрепите своё мнение примерами. 16. Задача Для многих членов производственной бригады одного из заводов были харак-терны следующие особенности поведения а) недобросовестное отношение к труду, низкие произ-водственные результаты; б) взаимное недоверие, недоброжелательность, отсутствие взаимопомо-щи, зависть; в) низкая степень удовлетворённости результатами своей работы. Вопрос Определите, каков социально-психологический климат в данной бригаде и что, по вашему мнению, необходимо для его оздоровления? 17. Психологи считают групповую дискуссию важной формой принятия группового реше-ния. Какие требования предъявляются к руководителю дискуссии? Какие трудности могут воз-никать по ходу дискуссии? 18. Приведите примеры внутригруппового фаворитизма в отношениях между студенче-скими группами. 19. Задача Педагог — классный руководитель провёл социометрию в 9-м классе. Описал полученные данные, сделал выводы о взаимоотношениях подростков в классе и сообщил резуль-таты на совместном собрании детей и родителей. Вопрос В чём вы видите ошибочность действий учителя? Обоснуйте своё мнение. 20. Составьте условную малую группу, включив в неё популярных персонажей (например, литературных персонажей, эстрадных звёзд). Проведите в этой группе игровую процедуру социо-метрии, составьте социоматрицу и социограмму, подсчитайте коэффициент взаимности. На ос-нове полученных результатов дайте характеристику выбранной условной группе.
21. Задача Во время школьной практики у студентки сложились непростые взаимоотно-шения с одним учеником 11-го класса на уроках он регулярно затевал споры, не имеющие отно-шения к теме; критиковал предложенные внеклассные мероприятия; попытался подговорить некоторых одноклассников саботировать поход в театр. Ситуация осложнялась тем, что действия этого ученика находили поддержку со стороны других учащихся класса. Вопрос Охарактеризуйте социометрический статус данного ученика. Опишите все воз-можные варианты, не забывая аргументировать ваше мнение.
22. Задача В производственной бригаде появился новый рабочий. На официальных собра-ниях, где обсуждались вопросы жизни и деятельности коллектива, он соглашался с высказывае-мыми мнениями, предложениями, поддерживал их. Складывалось впечатление, что он принял существующие в бригаде нормы, правила поведения, систему групповых ценностей. Однако в неофициальной обстановке этот рабочий1 высказывал противоположные суждения, оспаривал общепринятую точку зрения, «за глаза» критиковал руководство бригады и наиболее авторитетных её членов.
Вопрос Какое социально-психологическое явление здесь имеет место? Как эти события мо-гут повлиять на жизнь коллектива? Какова социальная роль, которую занял новый рабочий? Обос-нуйте своё мнение. 23. Исследуйте ролевую структуру вашей учебной группы. Опишите, какое именно пове-дение характерно для носителя той или иной социальной роли. 24. Ситуация В 10-м классе средней школы образовалась группа учащихся (четыре чело-века), которые вместе проводили свободное от занятий время играли в футбол, ходили на диско-теку, посещали пивной бар. Готовиться к занятиям им было некогда, знания на уроках они пока-зывали слабые. По отношению к учителям и одноклассникам эти ученики вели себя грубо, высо-комерно, стремились навязать1 своё мнение.
Вопрос Определите характер описанной микрогруппы. Какова её роль в жизни класса? Каким образом классный руководитель и ученический коллектив могут «справиться» с данным явлением?
25. Понаблюдайте, как в вашей учебной группе проявляется феномен лидерства? В каких областях занимают лидерские позиции те или иные участники группы? Вступают ли они в проти-воречия между собой? С официальным руководством группы? Приведите примеры.
ТЕМА 5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
1. Вы наверняка замечали, что уровень1 усвоения тех или иных общественных норм, раз-ный у разных людей. Психологи, как правило, выделяют следующие уровни Уступчивость Одобрение, интернализация Идентификация Дайте характеристику каждому из перечисленных уровней. Есть ли, по вашему мнению, иные варианты отношения человека к тем или иным социальным нормам? Если есть, то в чём конкретно они выражаются? 2. Прокомментируйте отрывок «Условия, господствующие в обществе в определённый отрезок времени, придают процессу социализации его граждан некоторые черты одинаковости, что закономерно приводит к возникновению социально-психологического типа личности, пре-обладающего среди населения. Общество, порождая определённый тип личности, само становит-ся его «заложником», так как происходит процесс уже обратного влияния людей на жизнь обще-ства… Это влияние может продолжаться достаточно долго — 30-50 лет». Столяренко А.М. Соци-альная психология, М., 2001г, стр.68.
Вопрос Как вы думаете, какой социально-психологический тип личности сложился в нашей стране за годы советской власти и каково его влияние на развитие постсоветского общест-ва?
3. Попытайтесь понять, преимущественно какой социально-психологический тип лично-сти формируется среди людей, окружающих вас. Какие процессы, происходящие в обществе, способствуют этому? 4. Проанализируйте наиболее значительные этапы вашей личной социализации. Какие со-циальные институты оказали на вас наибольшее влияние? Приведите примеры. 5. Многие психологи и западные, и отечественные, уверены, что самореализация (или са-моактуализация) личности — высший этап её развития. По вашему мнению, общество и соци-альные институты (в том числе — школа, ВУЗ, другие образовательные учреждения) способст-вуют процессу самореализации или, наоборот, затрудняют его? Обоснуйте своё мнение. Каковы, на ваш взгляд «идеальные условия», в которых смог бы раскрыться человек? ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1999
2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2002
3. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М., 1998
4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М., 2001
5. Бендас Т.В. Гендерная психология Учебное пособие. – СПб, 2005
6. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб, 2001
7. Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2001
8. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – Л., 1965
9. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983
10. Введение в практическую социальную психологию Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петров-ской, О.В. Соловьевой. – М., 1996
11. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения Хрестоматия. – Ново-сибирск, 1999
12. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000
13. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990
14. Еникеев М.И. Социальная психология. – М., 2000
15. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб., 2006
16. Клецина И.А. Практикум по гендерной психологии. – СПб.,2001.
17. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель. – М., 1993
18. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы теоретические и прикладные аспекты. – М., 1991
19. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону, 2000
20. Куницына В.Н. Межличностное общение. – СПб., 2001
21. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997
22. Межличностное восприятие в группе Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М., 1981
23. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. — М., 2001
24. Немов Р.С. Психология. – В 2-х т., Т. 1. – М., 1994
25. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. – СПб., 1999
26. Психология масс. Хрестоматия / Сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 1998
27. Реан А.А, Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999
28. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986
29. Скотт Джини Г. Способы разрешения конфликтов. – Киев, 1991
30. Социальная психология. Хрестоматия / Сост. Белинская Е.Г., Тихомандрицкая О.А. – М., 1999
31. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. – М., 1999
32. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995
33. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 1999
34. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – М.. 1991
Стоимость данной учебной работы 585 руб.

    Форма заказа
    ================================

    Укажите Ваш e-mail (обязательно)!

    Укажите № работы и вариант

    Соглашение * (обязательно) Федеральный закон ФЗ-152 от 07.02.2017 N 13-ФЗ
    Я ознакомился с Пользовательским соглашением и даю согласие на обработку своих персональных данных.

    Студенческая работа № 117210. Контрольная Рабочая тетрадь по предмету Социальная психология