Terra Diploma Психология Студенческая работа № 119732. Курсовая Особенности социально-психологической адаптации подростков в условиях становления ученичекой группы

Студенческая работа № 119732. Курсовая Особенности социально-психологической адаптации подростков в условиях становления ученичекой группы

Количество страниц учебной работы 48,2
Содержание Введение……………………………………………………………………………3 1. Теоретические подходы к вопросу изучения социально-психологической адаптации подростков в ученической группе…..…………………………………5 1.1.Понятие социально-психологической адаптации……………………..5 1.2. Психологическая сущность межличностных отношений старших школьников…………………………………………………………………13 1.3. Проблема сплоченности в ученическом коллективе………………..20 2. Эмпирическое исследование особенности социально-психологической адаптации подростков в условиях становления ученической группы……….26 2.1. Описание выборки и методов исследования…………………………26 2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов……………………29 Заключение……………………………………………………………………….35 Список используемой литературы………………………………………………38 Приложения………………………………………………………………………40 Введение Социальная адаптация личности является актуальной и одновременно одной из сложнейших проблем социальной психологии и педагогики, так как она представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого личность приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. В период всей жизни человека – с момента рождения и до самой смерти – его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием жизнь немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма. Адаптация личности особенно молодого человека в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации. Молодые люди вынуждены ориентироваться на отдельные, хотя и важные жизненные перспективы; изменяются жизненные ценности. Юность считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо1 задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. Ученический коллектив как модель общества характеризуется присущими обществу отношениями, атмосферой человеческих ценностных ориентаций. Поэтому ученический коллектив является органической ячейкой общества. При наличии благоприятной среды, в которой вращается ученик, наиболее полно развивается индивидуальность, творческие способности учащегося. Прикладные аспекты проблемы социально-психологической адаптации личности в различных группах и коллективах разрабатываются многими учеными (Георгиева, 1985; Свиридов,1974; Таранов,1976; Ходаков,1976; Хохлова, 1981 и др.); в различных сферах учебной деятельности (Гапонова, 1994 и др.). Цель исследования изучить особенности социально-психологической адаптации в условиях становления ученической группы. Задачи 1. Изучить и проанализировать исследования психологов по проблеме; 2. Выбрать методики и провести исследование; 3. Обработать результаты исследования и сделать выводы. Объект исследованияученическая группа. Предмет исследования – особенности социально-психологической адаптации подростков в условиях становления ученической группы. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что уровень1 социально-психологической адаптации зависит от степени сплоченности ученического коллектива. Методы 1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда; 2. Социометрия Дж. Морено; Экспериментальная база – школа-гимназия им. А. Мальро. 1. Теоретические подходы к вопросу изучения социально-психологической адаптации подростков в ученической группе 1.1.Понятие социально-психологической адаптации В жизни каждого человека наступают периоды, когда вместо привычного окружения он оказывается в новых для него условиях. Эти перемены, во-первых, могут быть связаны с возрастными этапами, в зависимости от которых появляются новые сферы деятельности, расширяется круг общения, возникают новые задачи взаимодействия с социальной средой. Термин адаптация был заимствован из биологической науки с несколько видоизмененным содержанием. Он стал означать приспособление человека к условиям социальной среды. Адаптация – это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода [6, c.84]. В течение всей жизнедеятельности человека развиваются его психические процессы посредством познавательной и мыслительной деятельности. Человек соотносит себя и социальную среду, вырабатывает новые навыки взаимодействия с ней для достижения оптимального соответствия между своими индивидуальными особенностями, потребностями и внешней средой. Во-вторых, человек может быть поставлен в новые для него условия вследствие радикальных перемен в общественном строе, идеологии, к которым он может быть в разной степени подготовлен и которые может в разной степени принимать. В-третьих, по своей инициативе или вынужденно он может оказаться в новых социальных условиях в связи с переменой места жительства. Возможно также, что вследствие нового осознания действительности та же социальная среда1 и сама личность начинают восприниматься по-иному. Таким образом, в своей жизнедеятельности личность постоянно сталкивается с необходимостью социально-психологической адаптации к новым условиям. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Справедливо говорят, что если развитие есть стратегия жизни, то адаптация – это тактика, которая позволяет живому удерживаться в определенных эволюционных рамках. Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда» [12, c.39]. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляться процесс адаптации. Адаптация является свойством любого живого организма. Однако человек – это не просто живой организм, а прежде всего сложнейшая биосоциальная система. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно выделить три функциональных уровня физиологический, психический и социальный. Решающую роль1 в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум-среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.
Стоимость данной учебной работы 1365 руб.

    Форма заказа
    ================================

    Укажите Ваш e-mail (обязательно)!

    Укажите № работы и вариант

    Соглашение * (обязательно) Федеральный закон ФЗ-152 от 07.02.2017 N 13-ФЗ
    Я ознакомился с Пользовательским соглашением и даю согласие на обработку своих персональных данных.

    Студенческая работа № 119732. Курсовая Особенности социально-психологической адаптации подростков в условиях становления ученичекой группы