Terra Diploma Психология Студенческая работа ID: 121871. Диплом Особенности стратегии жизни у старшеклассников

Студенческая работа ID: 121871. Диплом Особенности стратегии жизни у старшеклассников

Количество страниц учебной работы 125,61111
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретическое исследование проблемы изучения особенностей стратегии жизни у старшеклассников
1.1.Анализ исследований жизненной стратегии личности и ее составляющих 7
1.2.Особенности формирования самосознания и мировоззрения в раннем юношеском возрасте 22
1.3.Формирование жизненных стратегий личности в период ранней юности 29
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей стратегии жизни у старшеклассников
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ результатов исследования 49
2.3. Программа формирования и развития жизненных стратегий личности в раннем юношеском возрасте 60
Заключение 73
Литература 76
Приложения 82
Введение Социализация и индивидуализация в старшем подростковом и юношеском возрасте происходит в процессе взаимодействия с различными социально-средовыми условиями, которые транслируют и формируют соответствующие ценности, нормы и принципы поведения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.). Жизненное самоопределение является главным новообразованием данного возраста, и в качестве его основных результатов выделяются потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, понять себя и свои возможности. Появление жизненных планов и формирование жизненной стратегии становится особенно актуальным именно в юношеском возрасте, что и предопределяет социальную значимость исследования данной проблемы. Проблема роли и значения формирования и развития жизненной стратегии в личностном развитии ребенка в раннем юношеском возрасте была предметом многочисленных исследований как зарубежных, так и отечественных исследователей (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, А.В. Захарова, Ф. Райс, Л.И. Рувинский, Д.И.Фельдштейн, П.М.Якобсон и др.). В работах этих и других авторов данный вопрос обсуждался с разных сторон. В одних монографиях описывается особенности формирования самосознания и мировоззрения (И.С. Кон), идентичности (Э. Эриксон), факторов, влияющих на формирование жизненных стратегий (П.Б. Кодесс) и т.д. Однако анализ исследовательской деятельности психологов в этом направлении можно считать1 не полным, т.к. в нем редко, когда описываются методы и способы, при помощи которых можно проводить формирование и развитие жизненных стратегий личности в юношеском возрасте. Данный аспект и предопределяет научную значимость изучаемой нами проблемы. Практическая значимость нашей работы предопределена возможностью использования практикующими специалистами методики формирования и развития жизненных стратегий личности ребенка в раннем юношеском возрасте. Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему исследования. На сегодняшний день проблема развития жизненных стратегий личности у старшеклассников описана в научной литературе достаточно подробно. Во многом это связано с тем, что в данный возрастной период начинает бурно формироваться мировоззрение и самосознание человека. В тоже время для нас остается не изученным вопрос возможного целенаправленного социально-психологического влияния на процесс формирования и развития жизненных стратегий старшеклассников. Цель исследованияизучение процесса развития жизненных стратегий старшеклассников и психологических способов их формирования и коррекции. Объект исследованияжизненная стратегия личности человека в раннем юношеском возрасте.
Предмет исследованияспособы формирования и развития жизненных стратегий личности старшеклассников. Гипотезы исследования 1. Жизненная стратегия в подростковом и юношеском возрасте представляет собой структуру жизненных целей, развернутую во временной перспективе психологического будущего. Жизненная стратегия может характеризоваться разной степенью осознанности на различных этапах психологического будущего и приоритетом тех или иных жизненных целей, основными из которых являются цели профессионального самоопределения, осознания своего «Я» и достижение успеха в жизни. 2. Определенная часть старшеклассников не имеют четко осознаваемой жизненной стратегии. Процесс формирования и развития стратегий жизни в раннем юношеском возрасте может корректироваться при помощи специальных методов и методик работы с детьми в возрасте 15-17 лет. Задачи исследования 1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Определить основные понятия исследования. 3. Выявить особенности развития личности подростка при влиянии на него благоприятной и неблагоприятной среды. 4. Подобрать пакет диагностических методик для выявления особенностей формирования и развития жизненных стратегий личности ребенка в возрасте 15-17 лет. 5. Изучить и проанализировать особенности проявления жизненных стратегий старшеклассников. 6. На основе уже существующих методов, разработать и апробировать программу, способствующую осознанию жизненных стратегий старшеклассниками. Методы исследования эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
Исследование проводилось в несколько этапов
Первый этап – проведение теоретического анализа литературы, рассмотрение понятия жизненные стратегии, особенностей и факторов, влияющих на их формирование в раннем юношеском возрасте, а также структуры развития самосознания и мировоззрения старшеклассников. Второй этап – проведение констатирующего эксперимента с группой старших школьников, выделение контрольной и экспериментальной группы по принципу осознаваемости жизненной стратегий личности.
Третий этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы коррекции процесса осознавания жизненных стратегий у детей в возрасте 15-17 лет. Четвертый этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной и контрольной группе. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения культурно-исторической теории развития (Л.С.Выготский); теория социального становления и развития личности (Д.И. Фельдштейн); положения субъектного подхода к исследованию личности (С.Л. Рубинштейн, A.B. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская); концепция развития самосознания и самооценки в раннем юношеском возрасте (И.С. Кон, Э. Эриксон); теория «вариантов жизни» (В.Н. Дружин). Экспериментальная база исследования. В эксперименте приняли участие 70 школьников, учащихся средней школы ID 1781 г. Москвы в возрасте от 15 до 17 лет в количестве 70 человек (31 девочек и 39 мальчиков). Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Стоимость данной учебной работы 4875 руб.

    Форма заказа
    ================================

    Укажите Ваш e-mail (обязательно)!

    Укажите № работы и вариант

    Соглашение * (обязательно) Федеральный закон ФЗ-152 от 07.02.2017 N 13-ФЗ
    Я ознакомился с Пользовательским соглашением и даю согласие на обработку своих персональных данных.

    Студенческая работа ID 121871. Диплом Особенности стратегии жизни у старшеклассников