Студенческая работа ID: 121895. Диплом Особенности межличностных отношений в системе родитель-подросток

Количество страниц учебной работы 127,61111
Содержание ВВЕДЕНИЕ2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ «РОДИТЕЛЬ-ПОДРОСТОК»6
1.1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ6
1.2 СПЕЦИФИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКА И РОДИТЕЛЕЙ17
ВЫВОДЫ32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ34
2.1 ПРОГРАММА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ34
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ51
2.3. РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «РОДИТЕЛЬ-ПОДРОСТОК»65
ВЫВОДЫ69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ74
ЛИТЕРАТУРА79
ПРИЛОЖЕНИЯ84 Введение
Проблема кризиса, трудностей, конфликтов во взаимоотношениях между подростками и родителямиодна из самых сложных и острых в развитии и воспитании детей в возрасте от 11-12 до 15-16 лет. С начала научного изучения подросткового периода, за этим возрастом закрепилось название критического, что отразилось в его образной характеристике как периода «бури и натиска», «бушевания и напряжения». Почти все сходятся во мнении, что подростничество – это переломный момент в процессе социализации и что в этом возрасте социальные связи носят особенно напряженный характер. При этом напряженность эта складывается особенно во взаимоотношениях подростка с родителями.
Психологические исследования подростков показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы в одном случае они способствуют, в другом — препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношения к ребенку со стороны родителей могут сформировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и самого себя в этом мире; те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием, могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим, дефицитарности в общении со сверстниками, иными словами — к низкому потенциалу самореализации. Все это и определяет социальную значимость данной работы. В психологической литературе приводится обширная феноменология родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний.
Научной разработкой проблемы развития межличностных отношений между родителями и подростками занимались как зарубежные (Д. Коулмен, М. Мид, З. Фрейд, С. Холл, Э. Шпрангер, Э, Эриксон), так и отечественные (Г.М. Андреева, А.Я. Анцупов, В.М. Афонькова, Г.М. Болтунова, Л.С. Выготский, О.Н. Громова, Т.В. Драгунова, Е.М. Дубовская, В.И. Журавлев, А.С. Залужский, Р.Л. Кричевский, Б.Т. Лихачев, О.Н. Лукашенок, Е.В. Первышева, Л.А. Петровская, Л.С. Славина, Е.А. Тимоховец, Н.И. Шевандрин, А.И. Шипилов Н.Е. Щуркова) ученые психологи и педагоги. В настоящее время основное внимание в психологии и педагогике уделяется изучению следующих направлений межличностных отношений подростков и взрослых конфликты в семье между подростками и родителями (В.М. Афонькова, Е.А. Тимоховец); характер развития межличностных отношений между подростками и родителями (Б.С. Алишев, Т.А. Чистякова); коррекция отношений в семьях между детьми и родителями (Г.М. Болтунова). Однако в связи с тем, что система образования и воспитания в современной России претерпевает изменения, которые касаются не только школы, но и семьи, исследований изучающих специфику развития межличностных отношений в системе «родитель – подросток» явно недостаточно. Этот факт объясняет научную значимость данной работы. Изучение специфики развития межличностных отношений между подростком и родителями, а также выявление причин дисгармоничного, дисфункционального их развития позволит на практике психологам, педагогам, социальным работникам находить более эффективные методы профилактики и коррекции межличностных отношений в системе «родитель-подросток». Это является практической значимостью нашего исследования. Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования. На современном этапе развития социальной и научной мысли констатируется, что в подростков возрасте от 11-12 до 15-16 лет у детей очень часто развиваются дисгармоничные межличностные отношения в системе «родитель-подросток». Этот факт предопределяется целым рядом физиологических (специфика развития организма в этом возрасте у подростка), социальных (например, неблагоприятные условия внешнего окружения, влияющие на ребенка) и психологических факторов (формирование неадекватной самооценки у ребенка, отклонения в интеллектуальном и эмоциональном развитии взрослого и подростка и т.д.). В тоже время на сегодняшний день остается неизвестным, в какой степени каждый и этих факторов оказывает влияние на развитие дисгармонии в отношениях между родителями и подростком. В связи с этим цель нашего исследования – изучение межличностных отношений в системе «родитель – подросток». Объект – межличностные отношения между подростком и родителями. Предмет – социально-психологические характеристики личности взрослого и подростка, влияющие на развитие межличностных отношений между подростками и родителями. Гипотеза исследования Мы предположили, что такие факторы как неудовлетворенность одним или двумя родителями своей семейной ролью, эмоциональное дистанцирование или, наоборот, излишняя концентрация на ребенке в семье, наличие конфликтов во взаимоотношениях между родителями влияют на процесс развития взаимоотношений между взрослым и подростком. Возможно это происходит потому, что на процесс межличностных коммуникаций и возникновения конфликтов влияют не только подростки, но и сами родители, не всегда принимающие те изменения в развитии ребенка, которые происходят с ним в этот возрастной период.
Задачи. 1.Теоретически обосновать проблему развития межличностных отношений в системе «родитель – подросток». 2.Определить и провести научную трактовку основных понятий исследования.
3.Подобрать методики для выявления уровня развития межличностных отношений в системе «родитель-подросток». 4.Эмпирически изучить особенности развития межличностных отношений родителей и подростков. 5.Разработать, исходя из полученных результатов, рекомендации для психологов, педагогов, социальных работников. Эмпирическую базу исследования составили 20 полных семей. В эксперименте принимали участие 40 родителей (муж и жена в каждой из семей) и подростки в возрасте от 12 до 15 лет (20 детей 11 девочек и 9 мальчиков). Методы исследования
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследование проводилось по нескольким методикам Для родителей при изучении отношения родителей к семейной роли и отношения родителей к ребенку была использована методика изучения внутрисемейных отношений PARI. Для проверки результатов по методике PARI нами был использован «Тест-опросник родительского отношения», разработанный А.Я. Варга и В.В. Столиным. Также нами был применен тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» для изучения специфики развития межличностных отношений в диаде муж-жена. Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений нами была применена методика Рене Жиля и опросник «Подростки о родителях».
Для установления корреляционных связей был использован метод ранговой корреляции Спирмена. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.
Стоимость данной учебной работы 4875 руб.

    Форма заказа
    ================================

    Укажите Ваш e-mail (обязательно)!

    Укажите № работы и вариант

    Соглашение * (обязательно) Федеральный закон ФЗ-152 от 07.02.2017 N 13-ФЗ
    Я ознакомился с Пользовательским соглашением и даю согласие на обработку своих персональных данных.



    Студенческая работа ID 121895. Диплом Особенности межличностных отношений в системе родитель-подросток